04 Декабря 2014
6194

«Codex Seraphinianus»: самая странная энциклопедия в мире

Создающий впечатление некоего инопланетного манускрипта, «Codex Seraphinianus» открывает любопытствующему три сотни страниц с описаниями и толкованиями мира, который существует лишь в воображении итальянца Луиджи Серафини, создателя этого необычного произведения. Уроженец Рима, Серафини сперва работал архитектором, но решил сменить квалификацию на художника. Сферы деятельности итальянца также включали в себя скульптуру, промышленный дизайн и иллюстрацию. Луиджи сотрудничал с самыми выдающимися творческим фигурами современной ему Европы.



Ролан Барт с энтузиазмом воспринял идею написать пролог к необычной энциклопедии, но не успел осуществить задуманное в связи с трагической кончиной. Его работу продолжил итальянский писатель Итало Кальвино, упоминавший «Кодекс» в своем сборнике эссе «Коллекция песка». Федерико Феллини выражал восхищение работой Луиджи, с которым ранее сотрудничал в ходе работы над своим последним фильмом «Голос Луны».



Первое издание необычной энциклопедии вышло в двух томах в 1981 году усилиями Франко Марии Ричи. Долго время книга была предметом настоящей охоты для коллекционеров, а после середины 2000-х книга приобрела еще более широкую популярность в интернете. В 2006 году вышел новый тираж издания «Codex Seraphinianus» и все 3000 экземпляров были куплены еще по предзаказу. В 2014 году в Украине издательством LAURUS был издан новый тираж, расширенный, так что отечественные коллекционеры все еще имеют возможность приобрести эту книгу.
0/0

Язык энциклопедии — нечто, рожденное самим автором. Это нечитаемый язык, которого не существует. На создание своего языка Луиджи натолкнуло знакомство с рукописью Войнича. Система письма, бросающая многие годы вызов лингвистам со всего мира, имеет в своей основе ряд типичных для западных языков признаков и, в то же время, некоторые его особенности позволяют провести параллели с семитскими и сингальскими языками. Но сам автор утверждает, что «Кодекс» не содержит скрытого смысла, а использование несуществующего языка призвано передать взрослому человеку ощущения ребенка, который не умеет читать.



В иллюстрациях «Кодекса» можно найти заимствования у Иеронима Босха и Маурица Эшера. Но по большей части они представляют собой некую смесь лизергинового трипа и эстетики старых рукописных энциклопедий.



Серафини не скрывал, что пробовал психотропные вещества, но при этом они не стали решающим фактором в создании «Кодекса».  «Под воздействием мескалина ты теряешь способность мыслить критически. Тебе кажется, что ты создаешь шедевр, но когда трезвеешь, понимаешь, что работа ничего не стоит. Творчество — это процесс, который зиждется на мелких деталях, таких как игра слов. Приходится быть сосредоточенным, тут нет короткого пути».



Родившись в 1949 году, итальянский художник стремился к исследованию и познанию, вместо разрушения, на последствия которого он насмотрелся в юности. Именно поэтому он и создал «Кодекс», посредством которого пытался достучатся до современников и поделится собственным видением мира. Художник называет свое произведение «прото-блогом», потому что оно преследует те же самые цели, что и современные онлайн блоги: передать информацию. Вот только в случае с «Codex Seraphinianus» — информация эта носит крайне специфический характер. Можно пытаться разгадать, что же хотел сказать автор, а можно просто наслаждаться формой.



Тем более, что наслаждаться тут есть чем!

Может ли книга свести с ума читателя, оставить такое послевкусие, после которого уже не вернуться в реальность?
 
Разделы:
22 Мая 2018
436
Искусство – это сочетание материального и идеального, существующие вне времени, а мода постоянно видоизменяется, что провоцирует мысль, об отсутствие в ней истинны и понимания вечного идеала красоты. Кто на кого влияет, и кто в нашем культурном мире преобладает? Попробуем найти ответы вместе.
31 января 2018
1052
В нашей подборке из пяти рассказов собраны захватывающие, простые и глубокие повествования, которые можно прочесть по дороге домой или по пути на работу, чтобы зарядиться силой нужного слова.

 
Разделы:
27 Марта 2018
986
Оригинальное значение знака доллара США («$») остаётся предметом споров
03 Июля 2017
999
Телеграм канал Арт-Ланч продолжает знакомить вас с манифестами творческих людей прошлого века. В этот раз рассказываем о Тристане Тцара и его труде.
12 Марта 2018
562
9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века
26 Июня 2017
1446
Продолжаем знакомить вас с телеграм каналами, которые достойны внимания. BookGeek — канал с небольшими авторскими рецензиями на качественную литературу и кино. Если вы еще не читали знаменитую «Чуму», то, возможно, стоит начать с рецензии.
Разделы:
07 Марта 2018
466
Военные плакаты и листовки основных участников самой страшной войны XX века
10 Мая 2017
1576