Разделы: Художники  События 
05 Июня 2014
9756

«Мертвый Христос» и Достоевский

Столкновение двух гениев из разных эпох, то великое и таинственное по своей природе действо, рождающее новый гений. Знакомство Федора Михайлович Достоевского с картиной Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» — событие, которые оставило неизгладимое впечатление в жизни писателя.

Сказать, что картина «Мёртвый Христос в гробу» художника Ганса Гольбейна Mладшего просто знаковая в его творчестве, ничего не сказать. Ведь это первое натуралистичное изображение, написанное по мотивам библейского сюжета. Да что уж там, это просто абсолютно новое понимание божественного, это святотатство и безбожие на холсту, это непозволительное, для того времени, инакомыслие и мироощущение. Христос мертв, его тело безжизненно, и всякий может потерять веру в то, что он способен на воскрешение, что он — великий мессия, который должен спасти наши грешные души.



Эта картина поразила умы не одного десятка верующих, по очереди заставляя то одного, то другого, порицать и хулить автора. Но в ком-то она пробудила более глубокие чувства, нежели банальную религиозную фанатичность и злость — мысль о вере, о ее силе и о том, как каждый должен эту веру проявлять и проверять.



Федор Михайлович, великий наш, Достоевский познакомился с картиной в Базеле в 1867 году. Тогда он сам был подобно Иисусу, распят болезнью и кредиторами. Чуть позже, его жена, Анна Григорьевна сделает заметку в своих запись по поводу этого события: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».






Сам же Достоевский никому и никогда не расскажет о своих впечатлениях от этой знаменательной встречи, но на то он писатель, чтобы не разбрасываться пестрыми словами на ветер. Увиденное останется где-то в глубинах его творческой фантазии, и он, как настоящий мыслитель и философ, изречет свою мысль через уста другого. Этот случай проявился в двух эпизодах романа «Идиот», один из которых в диалоге князя Мышкина и Рогожина:

— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А, на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.

Другой в монологе Ипполита:

«Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?

Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя, или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно великое и бесценное существо...

Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все подчинено... Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»
Австралийский художник Майк Парр устроил экстравагантный перфоманс во имя высокого.
Разделы:
11 Июля 2018
110
Телеграм канал Арт-Ланч делится с нами размышлениями о высоком. Предлагаем ознакомиться с двумя тематическими картинами: «Степь. Нива» и «Бабушкин сад (усадьба в Пущино)».
Разделы:
20 Марта 2018
503
Легендарный британский инкогнито художник отметился в столице Франции, украсив стены своими работами.
Разделы:
10 Июля 2018
96
Подборка старых и новых концептуальных изображений.
09 Марта 2018
1249
Мистицизм вокруг полотен - распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
Разделы:
08 Июня 2018
905
В телеграм канале Арт-Ланч появилась новая рубка, которая призвана ознакомить читателей с манифестами художников. Для начала автор предлагает к ознакомлению манифест Василия Кандинского
Разделы:
05 Марта 2018
610
Мужчина по неосторожности проткнул локтем автопортрет Пабло Пикассо "Моряк". Картина представляет собой автопортрет великого мастера, написанный в 1943 году.
Разделы:
06 Июня 2018
144
There's not enough rope to tie me down
There's not enough tape to shut this mouth
13 Февраля 2018
301