Разделы: Кино 
04 Февраля 2016
3530

​Алексей Балабанов

Алексей Балабанов — уникальное и неповторимое явление в современном российском кинематографе. Талантливый режиссер и сценарист, он сумел создать несколько действительно выдающихся картин, и целый ряд по-хорошему шокирующих фильмов. Хотя хорошего в них мало, если разобраться, но лишь потому, что они слишком уж «обнажают» сокровенные пороки нашего общества. Вскрытые Балабановым «социальные гнойники» породили множество разговоров о целесообразности подобного подхода и психическом здоровье самого режиссера. Однако, по свидетельствам близких знакомых Алексея, он был светлым и общительным человеком. Хотя думы его, надо полагать, витали в тех же сферах, что, в свое время, и у Фёдора Михайловича Достоевского, например. Со скидкой на специфику эпохи.



Однако начинал Балабанов не с философии, а музыки. Первой его кинематографической работой стал кустарный клип для группы Nautilus Pompilius, снятый на композицию «Взгляд с экрана» в 1985-м году в родном Екатеринбурге. Увлечение кино было не стихийным — Балабанов 4 года проработал в должности ассистента режиссёра на местной киностудии, попутно обучаясь на режиссёрском отделении Высших курсов сценаристов и режиссёров, в экспериментальной мастерской «Авторское кино», под руководством Л. Николаева и Б. Галантера.

В 1990-м Алексей успешно закончил учебу, сняв в процессе 3 короткометражные ленты, главными героями которых стали, опять же, музыканты группы Nautilus Pompilius и «Настя». Попутно, в 1989-м он снял под эгидой Киевнаучфильма странную псевдоисторическую короткометражку «О воздушном летании в России», атмосфера которой многими сравнивалась с работами Андрея Тарковского.

В 1990-м Балабанов переехал в Санкт-Петербург и взялся за кино серьезно. Его дебютом в «большом» кино стала лента «Счастливые дни», снятая по авторскому сценарию, написанному по мотивам произведений Сэмюэля Беккета, известного как одного из «отцов» драмы абсурда. Лента получилась соответствующая. Визуальная стилистика и содержание послужили пропуском во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля и принесла Алексею несколько наград.



В процессе съемок режиссер столкнулся с целым рядом проблем, решением которых в будущем стала заниматься основанная в 1992-м году кинокомпания «СТВ», соучредителем которой стал продюсер Сергей Сельянов, с которым они познакомились и подружились на Высших курсах.

Следующий фильм выходит в 1994-м году и называется «Замок». В основу сценария лег роман Франца Кафки, а стилистически фильм продолжил линию первой работы режиссера. В дальнейшем, визуальные решения первых двух фильмов Бабаланова будут сравнивать с работами А. Германа-старшего. Удивляет целостность этих работ, их монолитность и эмоциональная насыщенность, абсурдность и горькая ирония. Не будет преувеличением, если назвать картины «портретом времени», который окончательно сформируется в фильме «Брат».

«Брат» стал прорывной картиной Алексея Балабанова, а его сиквел — закрепил и приумножил достигнутый результат. Однако они разные. Первый брат — это черта, проведенная под всем предыдущим творческим опытом Балабанова. В нем и мрачный портрет реальности, которая буквально в режиме прямой связи транслировалась на экраны. Это и своеобразная ода Петербургу, в который режиссер был однозначно влюблен. В нем и рок-музыканты, с которыми Балабанов некогда делал свои первые шаги в кино. Но самое главное — в нем был Данила Багров, который просто перешагнул настоящее, раздавив попутно его «героев», и устремился в будущее. Дальнобойщика, кстати, сыграл оператор обеих частей «Брата» — Сергей Астахов.


 
Еще один интересный факт — имя главного героя — «говорящее». Вы помните, в одной из сцен на кладбище Гофман, оценивая недавний поступок Данилы говорит: «Бог тебе судья». Так вот, одно из значений имени Даниил, в переводе с древнееврейского, означает «Бог мне судья». Символизм данного факта тяжело переоценить. «Брат» имел коммерческий успех и принес его создателям целый вагон всяческих наград. На волне его успеха относительно незамеченной прошел релиз следующей картины Балабанова — «Про уродов и людей».

«Про уродов и людей» — кино страшное, его первоначальное название — «Тихие люди». Сценарий Балабанов написал сам. Картинку мастерски стилизовал «под старину», добавив событиям, происходящим на стыке XIX и XX веков органичности. Но вот сами события — мрак, да и только. Балабанов мастерски демонстрирует низменное в человеке, заставляя одних просто плеваться, а других — задумываться над собственной «темной» стороной и пороками, присущими обществу. Никто ведь этого не афиширует, и тем более не выставляет в столь шокирующей наглядности. Однако, подобное кино вызывает и отрезвляющий эффект, заставляя взглянуть на реальность и человека во всей «красе».



Выход на большие экраны фильма «Брат 2» — событие в истории современного кинематографа. Это самый успешный и популярный фильм режиссера. Кино, без малого культовое. Фильм строился на фундаменте первой части и нисколечко не растерял в плане содержательности. Образ Данилы Багрова был фактически впечатан в сознание буквально каждого подростка, фактически сформировав идеалы целого поколения. «В чем сила, брат?» Уверен, что каждый из читающих знает ответ на этот вопрос.

«Брат 2» разошелся на цитаты и буквально пророс в сознании российского зрителя. Выходило ли что-либо столь же знаковое в современном отечественном кинематографе — вопрос открытый. Виртуозные диалоги и располагающие к себе образы (даже второстепенные герои западали в память) дополнялись множеством небольших, но крайне важных визуальных элементов и саундтреком, который во всей красе продемонстрировал связь Балабанова с рок-музыкой — он был просто удивительно безупречен.
0/0

Вместе с тем, был и ряд факторов, за которые Балабанова упрекали. Это и тема национализма, поднимаемая им и в первом фильме, и романтизация образа бандита, и популяризация криминальных методов достижения справедливости — вплоть до фактической подмены понятий и выставлении образа Данилы Багрова в качестве хорошего парня. Подобные упреки имеют под собой почву, однако остановимся на версии, что Балабанов не стремился ничего никому навязывать, а просто показал ситуацию так, как видел ее он. И, в результате, попал в самое сердце российского зрителя, или даже вернее будет сказать — русскоязычного.

В 2002-м вышла «Война», ставшая крайне удачным дебютом для молодого актера Алексея Чадова. Он исполняет роль Ивана, главного героя ленты, ведущего повествование постфактум, о событиях, непосредственным участником которых он явился. Фильм хоть и не вскрывает всех «прелестей» войны, но также содержит в себе не мало достаточно «тяжелых» кадров. Да и сама история, ее контекст — тяжелая тема, «неудобная». Однако, воспринимается все очень легко, во многом благодаря расслабленному и даже флегматичному повествованию — для героя то уже все кончилось, по крайней мере то приключение, о котором он рассказывает.



Следующим проектом Балабанова стал фильм «Река» по роману польского писателя Вацлава Серошевского. Фильму предрекали стать главным в режиссерской карьере Алексея, но закончить над ним работу было не суждено — в автокатастрофе погибла исполнительница главной роли, Туйара Свинобоева. Балабанов не стал продолжать съемки, а год спустя смонтировал уже отснятый материал и выпустил его маленьким тиражом (500 кассет), восполнив пробелы авторскими комментариями. Получился своеобразный фильм про фильм.


 
Последующий проект тоже не был закончен. Фильм «Американец» повествовал о разорившемся на бирже американце, который вложился в российскую компанию и «прогорел», после чего поехал в Россию, где и должны были развернутся основные события. Была отснята часть материала в Нью-Йорке, Норильске и Иркутске — там американский актер Майкл Бин (сыгравший роль Кайла Риза в Терминаторе) ушел в запой и сорвал съемки. Балабанов решил закрыть проект.

В 2005-м Балабанов выпустил ироничную криминальную комедию «Жмурки», в которой блистали Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков и многие другие. Мрачный юмор, органичные образы, откровенная ирония — фильм был отлично встречен как зрителями, так и критиками. Михалков сыграл и в следующем проекте Балабанова — драма с Ренатой Литвиновой в главной роли, «Мне не больно». В будущем Никита Сергеевич отзывался о Балабанове, как о «странном, неудобном, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человеке».



В 2007-м вышел «Груз 200» — фильм, условно продолживший линию, заданную картиной «Про уродов и людей». Но в этот раз все было банальнее, бессмысленнее и ужаснее в своей фатальности. Все события в фильме легко понять. Все приземленно и просто. Именно ужас, скрывающийся за этой простотой и приземленностью — именно он и шокирует. И за этим шоком очень трудно собраться и проанализировать картину «трезво». А пересматривать как-то не тянет. Особенно в контексте того, что основана она, по заявлению создателей, на реальных событиях. Есть основания предполагать, что данное заявление — художественный прием, призванный усилить эффект от просмотра. По крайней мере в это очень хочется верить.

Снятый в следующем году «Морфий» — дань уважения Сергею Бодрову-младшему, который написал сценарий, основанный на одноименном романе Михаила Булгакова. И вновь перед зрителем портрет обычного человека, пугающая картина его слабости перед искушением, его неспособности устоять перед вызовом. Разрушающийся внутренний мир — на фоне разрушающегося мира за окном.



Еще через два года — «Кочегар». И вновь 90-е. И вновь мрак. Как вообще можно жить в таком мире? Это был 13-й фильм Алексея Балабанова, чья судьба была столь же символична, как и его картины. Но он все-таки перешагнул через эту грань — его 14-й и последний фильм вышел в 2012-м году.

«Я тоже хочу» — фильм для Балабанова не очень типичный. В главных ролях — не профессиональные актеры. Ни одной декорации для фильма создано не было. На экране разворачивается целый пласт российской (только ли?) действительности. Вернее, его перед зрителем разворачивает мастер, впервые лично попадающий в кадр и умирающий в нем. Но помимо усталости присутствует и то, что можно охарактеризовать, как стремление к счастью. Банальному человеческому счастью в мире, даже не тысячная доля «прелестей» которого была показана Балабановым в предыдущих его картинах.

Вот и получается, что режиссерские поиски истины, правды и чистоты, ради которых он погружался сам и погружал многих других в пучины человеческого существа, привели его к банальному, но неотвратимому ответу — чистота тут неизменно оказывается запятнана. И лишь смерть способна расставить все точки над «и».



Кстати, колокольня Запогостской церкви, та самая Башня Счастья из «Я тоже хочу», рухнула через 40 дней после смерти Алексея Балабанова. 

Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина - это по сути плагиат с других.
Разделы:
20 Июня 2018
110
There's not enough rope to tie me down
There's not enough tape to shut this mouth
13 Февраля 2018
301
Намедни американскому актеру, режиссеру, музыканту, сценаристу, продюсеру  Джонни Деппу исполнилось 55 лет.
Разделы:
15 Июня 2018
121
Сценаристы и продюсеры телесериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Вайсс займутся съемками «Звездных войн», которые Disney планирует выпустить на новом собственном стриминговом сервисе, сообщает IndieWire.

 
Разделы:
08 Февраля 2018
257
Красавчик Бенедикт Камбербэтч возвращается на экраны в британской комедийной  драме «Патрик Мелроуз».
Разделы:
11 Мая 2018
282
Один из столпов современного юмора.
15 Июня 2016
2825
Несколько основных принципов визуального языка кинематографа помогут вам лучше понимать кино и, возможно, пробудят интерес к семиотике киноискусства.
Разделы:
22 Марта 2018
748
Полтора часа визуальной медитации.
Разделы:
06 Июня 2016
2208