Разделы: Кино 
18 Мая 2015
5206

​​Клаус Кински: человек играющий

Эмоции, безудержные и неукротимые; Эго, высокомерное и бесконтрольное; лицедейство, удивительное и непостижимое — именно так можно описать самые яркие черты выдающегося европейского актера Клауса Кински.


 
Актерский талант Клауса Кински (1926 — 1991) был одновременно желанным, и недосягаемым для режиссеров его времени. Обуять «монстра с глазами младенца» удавалось далеко не каждому. Актер-самоучка обладал взрывным темпераментом, дурной репутацией разгульного извращенца, пьяницы, наркомана и просто ненормального. Одним из немногих режиссеров, сумевших найти подход к Кински — стал Вернер Херцог. Вероятно, его режиссерская любовь к документальности и наблюдательности повлияли на решение пойти на сделку с дьяволом. Херцог известен как режиссер-открыватель, его интересуют неизведанные области человеческой натуры и нетронутые цивилизацией места.
 
Свои первые сценки и неофициальные роли Кински играл, находясь в английском плену, во время Второй мировой войны. А с 1947 года началась его серьезная актерская карьера. Начинал он в коммерческом низкопробном кино и не скрывал, что приоритетом для него в те годы был заработок, а не художественная ценность будущего фильма или авторитет режиссера.
 
«Я как проститутка — продаюсь за более высокую цену»


 
В разное время он отказал в съемках таким режиссерам как Федерико Феллини и Стивен Спилберг, в пользу больших гонораров. Наиболее известными фильмами Кински на раннем этапе его актерской карьеры стали «Доктор Живаго» (1965) и «На несколько долларов больше» (1965) Сержио Леоне. Херцог впервые увидел Кински в антивоенной драме «Матери и генерал», когда ему было 15 лет. Просматривая фильм, он был поражен и восхищен эпизодом, в котором Кински всего лишь просыпается. Тот момент навсегда остался в его памяти и повлиял на выбор профессии. Это было своеобразное пробуждение Херцога-режиссера, он увидел «настоящего» актера.
 
В 1972 году Херцог приглашает Кински на главную роль в фильме «Агирре, гнев божий». Он был восхищен сценарием и сразу согласился сыграть испанского конкистадора Лопо Де Агирре, прервав свой передвижной «Тур Иисуса», в котором изображал на сцене Иисуса Христа как психопата-авантюриста. Фильм рассказывает историю экспедиции по рекам Амазонки в поисках сокровищ страны Эльдорадо. Реальный Лопо де Агирре, живший в XVI веке, взбунтовался и жестоко захватил власть над экспедицией, беспощадно устраняя лидеров. Непоколебимость характера, стойкость духа, крайняя жестокость и хладнокровие были присущи Лопо де Агирре. Все это походило на характер самого Кински. Самым запоминающимся и проникновенным моментом в фильме стал эпизод с оставленной на берегу лошадью во многом из-за того, что Кински его не сыграл, а «прожил».


 
«При съемках «Агирре» было две проблемы: первая — это бюджет… а второй проблемой был Кински» — так Херцог вспоминал съемки фильма и первую работу с Кински. С ним часто случались приступы ярости, в которых он был непредсказуем и агрессивен. Когда съемки «Агирре» были на завершающей стадии, Кински в результате очередной ссоры заявил, что отказывается продолжать работу и уезжает. Херцог не мог этого допустить и пошел на крайние меры: «У меня есть ружье. Я настигну тебя не позднее, чем на следующем повороте реки и восемь пуль будет сидеть у тебя в голове, а девятая будет моей». Херцог не шутил, фильм для него был важнее их личных отношений и важнее всего на свете. Съемки были завершены. Кински так вжился в образ хромого Агирре, что после съемок долгое время лечил позвоночник. Позже, он назвал эту роль своей лучшей.


 
Спустя шесть лет, Херцог приглашает Кински на роль Дракулы в фильме «Носферату: Призрак ночи» (1978), снятый по мотивам романа Брэма Стокера. Херцог снял ремейк на раннюю экранизацию «Носферату, симфония ужаса» (1922) Фридриха Вильгельма Мурнау. Но среди всех ремейков и прочих экранизаций, «Носферату» Херцога выделяется, по крайней мере, выдающейся игрой Клауса Кински.


 
Следующей их совместной работой стала экранизация пьесы Георга Бюхнера «Войцек» (1979). Франц Войцек в исполнении Клауса Кински — замученный муштрой солдат-цирюльник, над которым смеются окружающие и ставят эксперименты врачи. Он живет в страдании, смиренно подчиняясь обстоятельствам существования «маленького человека». Но всему приходит конец и Войцек идет на отчаянный бунт — бунт жестокий, решительный, первый и последний. Талант Кински заключался прежде всего в его перевоплощениях, он вживался в каждую роль, открывая разные области своей натуры. Войцек в его исполнении — оголенный нерв, эмоциональный сгусток, готовый в любую минуту взорваться. В его огромных глазах всё мирское страдание, вся печаль, боль и безумие человечества. В результате тяжелого эмоционального напряжения Кински заболел лихорадкой сразу после окончания съемок «Войцека».


 
Еще одной монументальной работой Херцога стала картина «Фицкарральдо» (1982), в которой Кински играет мечтателя-одиночку, безумца и авантюриста Брайана Фицджеральда, которого индейцы называют Фицкарральдо. Главный герой одержим безумной идеей построить оперный театр в джунглях Икитоса, для этого он отправляется в авантюрное путешествие по опасным водам Амазонки в поисках каучуковой плантации. Он бросает вызов природе и здравому смыслу только ради мечты. Приближаясь к опасным племенам джунглей Амазонки, Фицкарральдо включает оперу Карузо, он верит в силу искусства, которое способно на многое. И вот враждебные племена индейцев уже готовы помочь — Фицкарральдо для них «Белый Бог», за которым они готовы идти.


 
Реальный Брайан Суини Фицджеральд, живший в XX веке, отправился на поиски каучуковой плантации и сумел уговорить племя индейцев перетащить свой корабль через земляной холм между двумя реками. Для Херцога это был не просто фильм, а целое испытание, подобное тому, что совершил Фицджеральд в ХХ веке. Создание фильма продолжалось четыре года и можно сказать, что сам Херцог выступил прототипом Фицкарральдо, ведь он действительно перетащил огромный корабль (328 тонн) через перешеек между двумя реками, задействовав в съемках индейские племена. Это была личная победа режиссера и всей команды над собой и над природой.


 
Появление Кински в этом фильме изначально не планировалось. Первоначальный исполнитель главной роли американец Джейсон Робартс тяжело заболел во время съемок и Херцог остался без актера в разгар работы. Находились актеры, которые отказывались от предложения, ссылаясь на одержимость Херцога. Дошло до того, что сам режиссер готов был исполнить роль Фицкарральдо, однако на помощь пришел Клаус Кински. В короткой телеграмме говорилось: «Если хочешь, можешь ангажировать меня. Клаус Кински». Работа продолжилась, но трудностей с появлением Кински только прибавилось. Приступы ярости, мания величия, бесконечные ссоры — обычное поведение Кински пугало и тревожило индейцев, которые принимали участие в съемках. Один из вождей племени на полном серьезе предлагал Херцогу убить Кински, если он этого захочет. Херцог отказался, но наверняка держал это в уме.


 
Вскоре после выхода картины, режиссер Лес Бланк снял документальный фильм «Бремя мечты» (1982), посвященный невероятной истории создания «Фицкарральдо». Только узнав все мучения, лишения и испытания съемочной группы — понимаешь, что такое «настоящее» кино, Кино с большой буквы, кино ради мечты. После съемок «Фицкарральдо», Херцог сказал: «Я больше не должен снимать фильмы. Мое место в сумасшедшем доме».


 
Последней совместной работой Херцога и Кински стал фильм «Кобра Верде» (Зеленая кобра), (1987). Предприимчивый разбойник Мануэл Да Силва по прозвищу Кобра Верде, скрываясь от наказания соблазняет дочерей хозяина плантации. Разъяренный хозяин отправляет Зеленую Кобру в Западную Африку на верную смерть к жестокому правителю, чтобы наладить работорговлю. Но его не страшит возможная смерть, он берет все под свой контроль и не только налаживает работорговлю, но и поднимает восстание против правительственных войск. Он идет только вперед, не замечая предостережения: «Если я иду вперед — за мной пойдет даже змея».

В финальной сцене показана отчаянная борьба, исход которой предрешен. В этом эпизоде Кински как будто говорит последнее слово, завершает долгий путь, по которому он следовал вместе с Херцогом. Он будто растратил всего себя без остатка, выплеснул всю свою звериную энергию наружу, сгорел как комета. По окончание съемок «Кобра Верде», Кински сказал: «Меня больше нет».



23 ноября 1991 года Клаус Кински умер от сердечного приступа в возрасте 65 лет. Кински был выдающимся актером, но ужасным человеком. Буйный характер не мог не отразиться на его личной жизни. Будучи женатым четыре раза, Кински оставил после себя троих детей, которые в последствие стали актерами. В своей автобиографии, вышедшей в 1987 году, Кински изложил жестокие оскорбления и даже пожелания смерти в адрес своих родных и близких, что послужило окончательному разрыву семейных отношений. Его старшая дочь Пола Кински недавно выпустила разоблачительную автобиографию «Устами младенца», в которой заявила о неоднократных сексуальных домогательствах со стороны отца. На его похороны пришел только сын Николай.
 
В 1999 году Вернер Херцог снял документальный фильм «Мой лучший враг — Клаус Кински», в котором он вспоминает историю непростых отношений с Кински, ездит по местам съемок, рассказывает безумные истории. Этот фильм — откровение режиссера и история безумства крупным планом. История двух людей, которые понимали друг друга с полу слова, они не стали бы собой, если бы судьба их не столкнула. Вернер Херцог открыл миру талант Клауса Кински, направив бурные потоки его природной энергии в нужное русло. Он чувствовал эту энергию и знал, как получить её в чистом виде. Кински же нуждался в нем как в проводнике и источнике этой энергии.


 
За свою жизнь Кински сыграл около 160 ролей. Но ярче всего его талант проявился в фильмах Вернера Херцога. В разные периоды жизни он представал в роли «нового» Христа, идиота Достоевского, Паганини и дьявола во плоти, и для этого ему не нужно было сниматься в кино. Он играл сумасшедших, бесноватых, униженных и жестоких, мечтателей и бунтарей, мучителей и мучеников, он играл так, как никто другой — потому что это все про него. Он будто не различал или не хотел разграничивать реальную жизнь от игры. Маски перемешались, все роли сыграны — игра окончена.


 
Автор: Георгий Колычев
Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина - это по сути плагиат с других.
Разделы:
20 Июня 2018
110
There's not enough rope to tie me down
There's not enough tape to shut this mouth
13 Февраля 2018
301
Намедни американскому актеру, режиссеру, музыканту, сценаристу, продюсеру  Джонни Деппу исполнилось 55 лет.
Разделы:
15 Июня 2018
121
Сценаристы и продюсеры телесериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Вайсс займутся съемками «Звездных войн», которые Disney планирует выпустить на новом собственном стриминговом сервисе, сообщает IndieWire.

 
Разделы:
08 Февраля 2018
257
Красавчик Бенедикт Камбербэтч возвращается на экраны в британской комедийной  драме «Патрик Мелроуз».
Разделы:
11 Мая 2018
282
Один из столпов современного юмора.
15 Июня 2016
2825
Несколько основных принципов визуального языка кинематографа помогут вам лучше понимать кино и, возможно, пробудят интерес к семиотике киноискусства.
Разделы:
22 Марта 2018
748
Полтора часа визуальной медитации.
Разделы:
06 Июня 2016
2208