Разделы: Кино 
31 января 2016
5516

​​Квентин Тарантино: эстетика насилия

Тема эстетичности насилия — рассуждения, на грани фола. Потому что в любом случае найдутся те, кто скажут тоном, не допускающим возражений: «Демонстрация насилия в художественных произведениях — есть его фактическая пропаганда». И в общем-то они будут правы. Хотя бы потому, что, как ни прискорбно, существенный процент населения пребывает в достаточно примитивном состоянии, по части развития сознания. Как следствие, демонстрация чего угодно, вызывающего принятие или, тем более, позитивную эмоциональную реакцию, будет пропагандой и навязыванием. Ну а примитивное сознание к насилию имеет естественную склонность, так что его демонстрация, тем более массовая, и правда не желательна.



Однако, по факту, в современной массовой культуре, насилие, наравне с сексом, эксплуатируются сильнее всего. Как правило, насилие никогда не производится ради насилия, проводя в сознании зрителя параллели между применением физического воздействия и справедливостью, силой, честью, достоинством, благом и прочими положительными, хоть и не однозначными, понятиями. Подобные ассоциации эхом отражаются в реальной жизни. А в отдельных случаях, демонстрация насилия на экране приводит к попыткам прямого пародирования, но в реальной жизни.

Так, например, произошло с фильмом 1994-го года «Прирождённые убийцы», режиссера Оливера Стоуна. Насилие в нем находится в центре внимания, но выступает лишь в качестве художественного приема, без которого невозможно было бы выразить в сатирической форме существующие реалии. Увы, но массовый зритель разглядел в фильме лишь само насилие, вне контекста, а отдельные личности настолько вдохновились увиденным, что попытались воспроизвести это «на натуре».

Что характерно, сценарий для «Прирождённых убийц» написал не кто иной, как Квентин Тарантино, почитающийся мэтром насилия в кино. И не простого насилия, а эстетичного. Но в чем же, собственно, эстетичность насилия Тарантино?



Рассмотреть это можно на конкретных примерах. А можно в целом. И если в целом — оно бессмысленно, являясь апогеем эмоционального напряжения отдельной сцены или целой картины. У Тарантино есть вполне узнаваемый стиль повествования, огромная роль в котором отведена диалогам. И, как правило, именно «разговоры разговаривая» герои постепенно нагнетают ситуацию настолько, что лишь резкий всплеск насилия способен разрядить обстановку, позволяя зрителю испытать своеобразный катарсис.

Вспомнить хотя бы сцену в немецком баре из «Бесславных ублюдков». Или стрельбу в «Джанго освобожденном». Не говоря уже о финале «Омерзительной восьмерки». Последняя и вовсе демонстрирует насилие, как нечто неизбежное и отвратительное. Ну а впервые подобный апогей Тарантино применил в фильме «Бешеные псы», который стал некогда его первой серьезной работой и заявкой на популярность. Стоит заметить, что ранние работы Квентина были более «хулиганскими», походили на кинокомиксы.



Апогеем этого периода можно назвать дилогию «Убить Билла», где насилие является основным блюдом. Можно подумать, что эти фильмы вообще созданы лишь для того, чтобы утилизировать 450 галлонов (около 1700 литров) бутафорской крови. Но нет. «Убить Билла» — это оммаж, низкий поклон Тарантино горячо любимым им японским фильмам 60-70-хх годов, в частности — детищам Че Чанга и братьев Шоу. Кроме того, дилогия просто переполнена различными отсылками и заимствованиями, так что кроме стильного насилия — это настоящая радость для киномана. Как, в прочем, и все остальные фильмы Тарантино, которые также полны аллюзий и отсылок к различным картинам прошлого, среди которых много малоизвестных лент категории В.



Начиная с «Бесславных ублюдков» Тарантино стал использовать насилие аккуратнее, но концентрированнее. Так что хоть оно и присутствовало, но уже не перетягивало на себя зрительское внимание, выступая лишь в качестве специи. В «Джанго» Тарантино прошел по данной тропинке еще дальше, сместив акценты на детальное воссоздание атмосферы США времен до-Гражданской войны, в том числе в атрибутике и диалогах. Квентин настолько преуспел в поставленной перед собой задаче, что демонстрация исторических реалий вызвала большой резонанс в различных слоях населения США, внезапно узнавших о прелестях истории собственной страны, да еще и столь наглядным образом.



Ну а в «Омерзительной восьмерке» Тарантино и вовсе углубился на территорию исторической реконструкции, несмотря на того, что фильм являет собой герметичный детектив. В диалогах, деталях и межличностных отношениях дух времени проступает не хуже, чем в «Джанго». В то же время, насилие в картине сложно назвать эстетичным, уж слишком оно натуралистично. Хотя, достаточно натуралистичным оно было и во всех прошлых картинах, да и в «Восьмерке» Квентин не отступился от принципов, раздавая множество «поклонов» и «реверансов» предшественникам. Но ее общий мрачный настрой, видимо — печать времени. И пусть снято все на привычно высоком уровне, назвать происходящее на экране красивым — язык не поворачивается.

Хотя, что есть красота и каковы ее критерии? Особенно в контексте насилия. Тарантино умеет его грамотно снять и преподнести, с этим не поспорить. Красные мазки на холст своего повествования он наносит мощно и уверено, создавая в итоге целостную картину. При этом красный Тарантино не смешивает с прочими цветами, оставляя его самим собой, мастерски демонстрируя саму его суть, бессмысленную и беспощадную.

Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина - это по сути плагиат с других.
Разделы:
20 Июня 2018
110
There's not enough rope to tie me down
There's not enough tape to shut this mouth
13 Февраля 2018
301
Намедни американскому актеру, режиссеру, музыканту, сценаристу, продюсеру  Джонни Деппу исполнилось 55 лет.
Разделы:
15 Июня 2018
121
Сценаристы и продюсеры телесериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Вайсс займутся съемками «Звездных войн», которые Disney планирует выпустить на новом собственном стриминговом сервисе, сообщает IndieWire.

 
Разделы:
08 Февраля 2018
257
Красавчик Бенедикт Камбербэтч возвращается на экраны в британской комедийной  драме «Патрик Мелроуз».
Разделы:
11 Мая 2018
282
Один из столпов современного юмора.
15 Июня 2016
2825
Несколько основных принципов визуального языка кинематографа помогут вам лучше понимать кино и, возможно, пробудят интерес к семиотике киноискусства.
Разделы:
22 Марта 2018
748
Полтора часа визуальной медитации.
Разделы:
06 Июня 2016
2208