Разделы: Художники  История 
21 Июня 2017
1809

​Образ роковой женщины в изобразительном искусстве 19 века

23 июля 1877 в парижском зале суда собрались толпы людей, желающих стать свидетелями суда над женщиной, которую обвиняли в том, что она плеснула кислотой в лицо своему любовнику. Данное преступление, и другие подобные ему, сильно поразило воображение одного видного швейцарского художника Эжена Грассе. Вдохновленный этим образом, в 1894 он создал картину под названием  «The Acid Thrower» (дословный перевод – «Метательница кислоты»).

La vitrioleuse (The Acid Thrower)
Eugène Samuel Grasset, 1894

В руке у женщины сосуд с опасной жидкостью, лицо ее повернуто к зрителю, как будто она оглядывается, чтобы проверить, не смотрит ли на нее кто-то. Зеленоватая бледность кожи и иступленные глаза говорят нам о ее эмоциональном состоянии – злость, смешанная с обидой, затуманенный разум, состояние аффекта перед совершением преступления.

Образ роковой женщины (Femme Fatale) начал все чаще фигурировать в изобразительном искусстве и литературе. Конец 19 века – эпоха пост-импрессионизма и символизма - совсем неудивительно, что образ опасной женщины так органично вписался в культуру того времени. Femme Fatale предстают перед нами в совершенно различных ипостасях: начиная с обыкновенных женщин и заканчивая вампирами, гарпиями и другой нечистью. Бессердечная, обманчивая и жестокая, использующая различные тактики соблазнения для уничтожения своих врагов – такой тогда представляли зрителю роковую женщину.

Интересен тот факт, что в конце 19 века данный образ приобрел особое значение в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. На протяжении всего столетия в Северной Европе проходили серьезные общественные метаморфозы, которые впоследствии стали ключевыми для истории человечества - женщины начали бороться за свои права.

И понятное дело, что подобные социальные колебания нашли свое отражение в искусстве. Многие художники и писатели того времени изображали женщин опасными соблазнительницами и злодейками, с которыми лучше не связываться, и от которых стоит держаться подальше. Хотя многие из таких работ можно назвать женоненавистническими, но они являются лишь продуктом того времени и отражают страхи общества перед приобретающими независимость женщинами. Искусство, как лакмусовая бумажка, проявляет все скрытое от человеческого взгляда. Образ роковой женщины в искусстве конца 19 века можно назвать своеобразным ответом на вызов, который был брошен социуму. Смена парадигмы мировоззрения никогда не проходит гладко: зачастую принципиально новые идеи на начальном этапе сталкиваются с общественным непринятием и отчуждением.
 
Femme Fatale как монстр

Картина Эдварда Мунка «Вампир» (1893) изначально носила совершенно другое название – «Любовь и боль». Однако в 1894 году художник вместе со своим почитателем решили переименовать ее.

Vampire II
Edvard Munch, 1895-1902

 
Обратите внимание на то, как название способно трансформировать всю идею работы: сначала мы видим пару влюбленных, которые переживают трудный период и находятся в мучениях; однако после смены названия перед нами предстает жестокая женщина, которая умерщвляет мужчину укусом в шею.

Вампиры были отнюдь не единственными мифическими существами, в которых представляли роковых женщин. Сфинкс с головой женщины, телом льва и крыльями птицы на полотне Гюстава Моро «Эдип и Сфинкс» (1864) также изображает femme fatale.

Gustave Moreau
Œdipe et le Sphinx, 1864

 
Животное насилие и злоба – сфинкс впивается когтями в грудь Эдипа, ее задние лапы находятся в опасной близости к его гениталиям, что особенно усиливает сексуальное напряжение на картине. Роковая женщина-чудовище стала собирательным образом и вместила в себе все порочные черты, приписываемые слабому полу из века в век. Среди них - склонность к распутному поведению, обману и манипуляции.

Многие известные художники, в числе которых Моро, Гоген, Климт и другие, начали обращаться к историческим, библейским и мифологическим сюжетам, в которых явно прослеживались все опасности, исходящие от сексуальной женщины.

Например, картина Франца фон Штука «Die Sünde» изображает Еву в Эдемском саду: обнаженная женщина пронзительно смотрит в сторону зрителя, вокруг ее туловища извивается змея, своими изгибами подчеркивая сексуальность Евы.

Sin
Franz von Stuk, 1893

 
Другой популярный образ – Саломея – знаменитая роковая женщина из Нового завета, соблазнительный  танец которой убеждает царя Ирода принести ей голову Иоанна Крестителя на блюде.

Salome
Franz von Stuck, 1906

 
The Apparition
Gustave Moreau, 1874-1876

 
Появление роковых женщин как в живописи, так и в литературе, служило своеобразным предостережением для мужчин и женщин того времени.
Австралийский художник Майк Парр устроил экстравагантный перфоманс во имя высокого.
Разделы:
11 Июля 2018
105
Телеграм канал Арт-Ланч делится с нами размышлениями о высоком. Предлагаем ознакомиться с двумя тематическими картинами: «Степь. Нива» и «Бабушкин сад (усадьба в Пущино)».
Разделы:
20 Марта 2018
497
Легендарный британский инкогнито художник отметился в столице Франции, украсив стены своими работами.
Разделы:
10 Июля 2018
87
Телеграм канал Арт-Ланч продолжает знакомить вас с манифестами творческих людей прошлого века. В этот раз рассказываем о Тристане Тцара и его труде.
12 Марта 2018
566
Мистицизм вокруг полотен - распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
Разделы:
08 Июня 2018
862
Подборка старых и новых концептуальных изображений.
09 Марта 2018
1244
Невинно осужденный на пожизненное заключение Фултон Лерой Вашингтон в конце 1997 года не придумал ничего лучше, чем заняться в неволе живописью.
Разделы:
30 Мая 2018
247
В телеграм канале Арт-Ланч появилась новая рубка, которая призвана ознакомить читателей с манифестами художников. Для начала автор предлагает к ознакомлению манифест Василия Кандинского
Разделы:
05 Марта 2018
606