Разделы: Скульптура 
05 Мая 2016
2811

​​Пермские боги

Урал — родина многих культурных феноменов, не имеющих параллелей с другими частями русскоязычного мира. Можно вспомнить и пермский звериный стиль, и пермский классицизм. Однако темой нашего нынешнего материала станет пермская деревянная скульптура, именуемая иначе «пермскими богами».
 
Пермская деревянная скульптура имеет узкое территориальное расположение — церкви севера Пермского края (а в XVII-XIX веках — Пермской губернии) возле древних городов, вроде Соликамска и Чердыни. Местные народы зырян (коми), даже «став православными», не начали почитать традиционные плоские изображения на иконах. Они предпочли вырезать из дерева фигуры Иисуса и прочих святых, фактически, продолжая практиковать идолопоклонничество, как и в былые дохристианские времена.


 
Священники, пришедшие в Пермь Великую еще во времена Ивана Грозного на службу князю Михаилу, пытались бороться с язычеством, выжигая его на корню: так Симеон Верхотурский самолично участвовал в уничтожении деревянных идолов, которым поклонялись народности, жившие здесь столетиями. Что примечательно, коми-пермяки относились к новой вере весьма спокойно, мол, ставьте своих богов рядом с нашими, будем и им поклоняться. Церковь, как известно, не могла такого терпеть. Однако последующие поколения церковников увидели в этом возможность приобщить язычников к христианству посредством soft power. Так и появилась пермская деревянная скульптура.
 
Несмотря на кажущуюся примитивность, для скульптур характерны яркие образы, временами даже пугающие своей реалистичностью или наоборот, гипертрофированностью. Еще более еретичным в них было то, что и Иисус, и апостолы, и почитаемые святые, и даже сам Саваоф были наделены своими создателями широкими скулами, азиатским разрезом глаз — в общем, имели все характерные черты своих коми-пермяцких почитателей. Более того, ученые находят на них следы болезней — артроза и рахита!
 
Стоит отметить, что у коми-пермяков было очень «соседское» отношение с божествами: если святой или Иисус чем-то не угождал владельцу иконы, то тот мог повернуть икону к стене, или поставить вверх ногами, дабы «наказать» изображение.
 


Основной скульптурой на протяжении трех столетий существования феномена являлся образ «Спаса полуночного» — Христос в темнице. Для него делали специальную клеть, внутри которой устанавливался деревянный Иисус (часто создаваемый в натуральную величину). Другой излюбленный христианский «персонаж» — Николай Чудотворец, которого особо почитали не только местные племена, но и русские поселенцы, построившие на Урале порядка 40-ка церквей, посвященных этому святому. Также были популярны Никола Можайский и Богоматерь.
 
Что примечательно, коми не считали свои творения всего лишь идолами; бывшие язычники верили, по в ночное время скульптуры «просыпались», разговаривали, гуляли по храмам, а то и выходили за их пределы. Поэтому коми заботливо одевали и обували свои творения, приносили им еду. Местные священники на это просто закрывали глаза, а от столичного руководства просто скрывали подобное вопиющее неуважение к правилам.
 
Феномен «пермских богов» обязан своей жизнью Николаю Серебренникову, который и собрал коллекцию из 195-ти скульптур. Сам термин придумал глава Наркомпроса А. В. Луначарский, оценивший творения пермских зодчих:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности».



Как ни странно, но деревянных святых удалось спасти от уничтожения богоборцами именно из-за их уникальности: экспозиция в Пермской художественной галерее стала своего рода протестом против христианских догматов (ко всему прочему, этот музей находился и находится под крышей кафедрального собора). Интересен тот факт, что Серебренникову удалось найти свое место в коммунистическом мире, несмотря на то, что он сражался в колчаковской армии с большевиками и происходил из семьи церковнослужителей. Возможно, что во многом это связано с протекцией Луначарского, однако истинных фактов уже не узнать.

Например, в 1938 году ученый узнал, что его книгу, посвященную «пермским богам», собираются издавать во Франции. На тот время, это было равносильно измене. Чтобы избежать такой судьбы, Николай Николаевич написал во всевозможные инстанции, называя свои открытия «ошибочными в ряде основных положений» и что он абсолютно не в курсе, с чего французские литераторы решили печатать его труды. Как ни странно, ему повезло, и дело спустили на тормозах.


 
На данный момент в коллекции находится 370 изображений. Культурологи отмечают, что в большей части этих произведений деревянного зодчества прослеживается влияние европейского барокко, которое чудом попало в темные земли Урала, обходя стороной столицы. По мнению первых исследователей феномена, после Серебренникова, «культурные силовые линии с Запада» пришли на Урал через Новгород и Псков, а туда из Германии. Также не исключен был фактор того, что на протяжении трех веков на пермской земле управляли архиереи из Украины, а они, в свою очередь, привыкли к скульптурам в костелах. Прибывавшие в ссылку поляки и шведы также сыграли важную роль в становлении феномена. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что деревянная скульптура «хребта России» — яркий пример взаимопроникновения местной, русской и европейских культур, которые в горниле уральских представлений, создали удивительных и чарующих «пермских богов».


Автор: Никита Красноперов
Темы: боги Урал
Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами художественных изысканий мастеров изобразительного искусства любой эпохи
08 Августа 2017
2658
Высочайший скульптурный пилотаж.
Разделы:
22 января 2016
19072
Пример того, как быть, а не казаться.
22 Апреля 2017
1544
«Сферическое барокко в вакууме».
09 Ноября 2015
3891
Причудливо удлиненные формы, исполненные энергии.
Разделы:
02 Сентября 2016
3112
Метод управляемого запустения.
Разделы:
24 Августа 2015
4070
Классическая пластика мрачной современности.
Разделы:
11 Мая 2016
3121
Дашинима Намдаков — скульптор, юверил и гравер из Бурятии.
Разделы:
10 Декабря 2014
5445