Разделы: Художники  События 
01 Июля 2014
8674

Проклятие Билла Стоунхэма

Это, пожалуй, одна из самых нашумевших картин ХХ века, получившая небывалый резонанс в массовой культуре. Мало того, она обрела пару тройку отличнейших легенд, которые, конечно же, являются чистейшей ложью и кристальной неправдой. Дабы напустить жути, просим впечатлительных уйти со страницы, отключить компьютер, сжечь экран и спрятаться под одеялом — всем остальным «добро пожаловать и будьте прокляты».

Картина «The Hands Resist Him» («Руки противятся ему») американского художника Билла Стоунхэма (Bill Stoneham) или так же известна как «проклятая картина». А если быть точнее, одна из сотен, гуляющих по информативным просторам картин с таким клеймом.



Так как мы не желтая пресса и не любим спекулировать неправдами — всем историям мы поставим свою оценку. И дабы не путать вас какими-то гипотезами, проведем не просто краткий обзор мифов и легенд, а попытаемся найти корень страха, вызываемого этой картиной.

И так, если верить официальным источникам, то история картины начинается в 1972 году, собственно тогда, когда ее и создают. Билли утверждает, что срисовывал ее с вот этой фотографии, найденной на старом чердаке, на которой изображен он и какая-то милейшая барышня из соседского дома. В общем, даже слепой определит явные отличия исходного варианта и того что вышло, единственное, что их и объединяет, так это какое никакое композиционное родство.



Фактически сразу после создания, начинаются выдумки и легенды — сначала она побывала на всевозможных выставках, на которых от ее вида мутило зрителей и те впадали в культурологический анабиоз. Потом она кочевала из рук в руки, была в коллекции владельца «Лос-Анджелес таймс», потом у актера Джона Марли, после смерти которого ее по-видимому выбросили родственники. И да, конечно же, смерть наступила только из-за того, что в его жизни появилось это злосчастное полотно, иначе, по версии ценителей этого шедевра, люди вообще не умирают, никогда. 

И если в первые пути через тернии можно еще с горем пополам, да поверить, то в последующие мытарства верится не только с трудом, а исключительно под каким-то сильнодействующим лекарством. Ибо история гласит, что на помойке эту картину нашла какая-то семейная пара, приволокла ее домой и барабанная дробь — повесила в детской. У ребенка начались неврозы и галлюцинации, дети на картине по одной версии звали ее к себе, по другой дрались, по третьей, видимо, вообще вызывали Сатану. Развязка в том, что эта притянутая за уши история стала просто великолепной промо-акцией, поспособствовавшей продажам картины на eBay, так что собака была зарыта в маркетинговом успехе и не иначе. Дальнейшая история уже не так трагикомична и забавна — ее просто купили, а несчётный обладатель страдает от маразмов, подвеянных баснями фантазеров.

Новолуние

Хотя если подумать, то определенно, в этой картине что-то есть. В первую очередь стоит отметить сюрреалистичную стилистику изображения — приближенные к реалистичным формы, но намеренное искажение перспективы, светотени и иных «естественных» элементов на картине. Мы можем видеть в отражении на двери, что в небе появляется новая луна, но при этом, если судить по теням — свет фронтальный и достаточно яркий, как при полуденном солнце. При этом исключаем возможность какого-либо искусственного освещения, так, как источник света, по законам природы, должен был тоже отразиться от зеркальной поверхности, а его там нет. При этом свет идет как бы с двух сторон, потому как тени на одежде куклы и мальчика отбрасываются в разные стороны, так если бы перед каждым из них посвили софиты. Эта обманка, почти незаметная, влияет на наше подсознания, внося некий диссонанс между привычным и увиденным.



Интрига заключается в расположении и внешнем виде персонажей, т.е. мальчика и куклы. Хотя возникает вопрос, кто из них больше жив, чем мертв. Из-за удачной игры со светом, глаза мальчика невидимы для нас, мы не можем определить полны ли его зеницы взором светлых очей или пусты, как и рядом стоящей куклы. Выражение лица тоже весьма неопределённое и не совсем понятное. Он находится на грани спокойствия и напряжения, поза статична, даже расслаблена, но местами проскальзывает какая-то тревожность во взгляде. Настораживает и вид несвойственно прямых, каких-то кукольных ног. Не ясно и то, с какой целью он стоит у этой двери — он защищает нас от этих зловещих рук или же он стережет их, как Цербер от любопытных глаз. Кто он — жертва, герой или страж — вот вопрос.



Картине очень часто приписывают эффект «зловещей долины» — феномен в психологии, впервые открытый ученым Масахиро Мори. Исходя из его исследований, всякий объект, выглядящий или действующий примерно, как человек, с минимальными отклонения, вызывает неприязнь и отвращение у наблюдателей. Есть предположения, что наше пресловутое подсознание находит эти мелкие несоответствия, такие, как симметрия, несвойственная обычным людям, и относит их в категории «ненормальности», отчего и появляется защитное чувство отвращения и настороженности. Этим частенько пользуются метры кинематографа, время от времени, подсовуя в свои фильмы роботов убийц, кукол и прочую, человекоподобную нечисть.
Австралийский художник Майк Парр устроил экстравагантный перфоманс во имя высокого.
Разделы:
11 Июля 2018
110
Телеграм канал Арт-Ланч делится с нами размышлениями о высоком. Предлагаем ознакомиться с двумя тематическими картинами: «Степь. Нива» и «Бабушкин сад (усадьба в Пущино)».
Разделы:
20 Марта 2018
503
Легендарный британский инкогнито художник отметился в столице Франции, украсив стены своими работами.
Разделы:
10 Июля 2018
96
Подборка старых и новых концептуальных изображений.
09 Марта 2018
1249
Мистицизм вокруг полотен - распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
Разделы:
08 Июня 2018
905
В телеграм канале Арт-Ланч появилась новая рубка, которая призвана ознакомить читателей с манифестами художников. Для начала автор предлагает к ознакомлению манифест Василия Кандинского
Разделы:
05 Марта 2018
610
Мужчина по неосторожности проткнул локтем автопортрет Пабло Пикассо "Моряк". Картина представляет собой автопортрет великого мастера, написанный в 1943 году.
Разделы:
06 Июня 2018
144
There's not enough rope to tie me down
There's not enough tape to shut this mouth
13 Февраля 2018
301