Разделы: История  Литература 
25 Марта 2015
9381

​Рагнарёк

Конца света люди ждут с незапамятных времен. Практически любой религиозный культ и космогоническая система имеют свое «начало» и «конец», вспомнить хотя бы Кальпы или Дни Брамы у буддистов и индуистов, «классический» Апокалипсис Иоана Богослова и множество современных версий конца света, который постоянно ожидаем в различных религиозных сектах, но все никак не наступит. Конец света ожидался на границе первого и второго тысячелетий, в 1666 году, накануне миллениума. Самый разрекламированный и, как следствие, ожидаемый конец света так и не случился 21 декабря 2012 года.

Мы хотели бы вспомнить про один из самых интересных вариантов конца света — древнескандинавский Рагнарёк, который, как и все легенды, таит в себе куда больше, нежели может показаться на первый взгляд.


 
Вспомним легенду про Рагнарёк:

Опустится великая зима Фимбулвинтер на все миры, и три года будет мучить всех существ, населяющих их. И будет множиться хаос среди порождений Имира; будут забыты нормы морали, родичи поднимут меч друг на друга, а смерть Светлого аса Бальдра станет предвестником скорого конца, ибо не отступит зима без бога весны и света, убитого собственным братом.

И воспрянут из самых недр порождения первородного хаоса черной бездны Гинунгагап, самыми страшными и могучими из которых являются чудовищный волк Фенрир и мировой змей Ёрмунганд. Прибудет в Асгард войско огненных великанов на корабле из ногтей мертвецов Нагльфаре, ведомое могущественным Суртом, повелителем Муспелльхейма. А из Нифльхейма прибудет войско ледяных великанов гримтурсенов-йотунов, ведомое коварным Локи и даже властительница Хельхейма прибудет на эту последнюю битву.

Встанут против сил тьмы могущественные асы, ведомые Одином, собравшим под своими знаменами всех воинов Асгарда, валькирий и эйнхерии, ведомых стражем богов Хеймдаллем, трубящем в «громкий рог» Гьяллархорн.

И свершится великое сражение на равнине Вигридр, и будут убивать друг друга боги и чудища, скроется Солнце в утробе Фенрира, а радужный мост Биврёст разрушиться под шагами темного воинства. Но равны будут силы и осознав это, обрушит Сурт всю свою огненную мощь на сражающихся, уничтожая всех и вся. И сам мир обретет свой конец в следствии этой битвы. Свершиться судьба богов. Но уцелеет самое сердце Асгарда, долина Идаволл, где укроются немногие счастливчики, коим суждено будет возродить человечество и прочие расы, снующие по ветвям мирового древа Иггдрасиль.


 
Внешняя форма легенды про Рагнарек, как и в случае с мифами про Геракла, это не более, чем метафорическая передача механики внутренних процессов, происходящих в человеке, находящемся на определенном этапе своего развития. Стоит заметить, и это лишь одна из возможных версий, что все, дошедшие до нас в форме легенд, мифов и сказок истории — это мудрость древних посвященных, зашифрованная в такой форме, чтобы обыватель не смог прикоснуться к таинствам посвящения. Но, век информации подкидывает ключи, а потому можно попробовать рассмотреть Рагнарёк в плоскости оккультных наук.

Описанные макрокосмические события соответствуют микрокосмическим событиям, происходящим в сознании человека, в котором нарушается равновесие созидательных и разрушительных сил. Форсированное развитие, происходящее на пути посвящения, предполагает не мягкое развитие системы и плавный переход ее из одного состояния в другое, качественно более «тонкое», но резкое и лавинообразное перепрыгивание с одной ступеньки на другую, что, в общем то, и описывает миф про Рагнарёк.

«Кризис» наступает в тот момент, когда отжившие идеи и устаревшие принципы, в следствии повышения интенсивности развития и внутренних изменений, копятся в глубинах сознания, наполняя его тленом и разложением. Один из главных действующих персонажей, Локи, олицетворяет собой силу взаимообмена между созданием и подсознанием. Именно он инициирует Рагнарёк, подстраивая смерть Светлого аса Бальдра от рук его брата, слепого Хёда. Бальдр, символизирующий высшее Я, умирает от руки с слепого брата, низшего Я, к чему приводят скопившиеся внутренние конфликты между желанием развития и отсутствием ресурса, для этого самого развития. После смерти Барльда начинается «Фимбулвинтер» — «Великая зима», остановка движения.



Стоит заметить, что схожий сюжет присутствует и в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», где Дурьодхана (аналог Локи), используя слепого Дхритараштру (Хёд), вызывает Юдхиштхиру (Бальдр) на игру в кости, в которой, став жертвой мошенничества, Юдхиштхира проигрывает всё и отправляется в изгнание. В конце концов Юдхиштхира также оказывается «возражден», но в «Махабхарате» акцент делается на механике кармических взаимосвязей, что отражается и на внешнем литературном облике повествования.

Собственно, впавшее в «зиму» сознание замирает, но движение никогда не прекращается, а потому процессы проистекают, но крайне медленно. В этот момент должна проявить себя воля, должен быть сделан решительный шаг в пропасть, к активной фазе кризиса трансмутации личности.

О начале битвы свидетельствует звук Гьяллархорна, в который дует Хеймдалль, символизирующий принцип отдельности. Один, сознание, ищет помощи у высшей мудрости, Мимира, надеясь найти выход, которым оказывается необходимость пожертвовать собой. И Один, во время битвы, бросается в пасть Фенриру, подсознанию, «Ночному сознанию». Вообще, ключевых эпизодов в сражении 5 — это битвы Одина и Фенрира, Тора и Йормунганда, Хеймдалля и Локи, Тюра и Гарма, Фрейра и Суртра. Боги, символизирующие различные аспекты сознания, сталкиваются с подсознательными, эмоциональными хтоническими демонами.



Один жертвует собой, и сознание погружается во мрак, потому как перерождению должен предшествовать распад. Для подобной жертвы необходимо избавиться от пут Воли, предохраняющих сознание от распада. И Тюр гибнет от зубов пса Гарма, одомашненного, послушного существа, что олицетворяет собой обычное, дневное внимание, хранящее мир известного от посягательств выходящего за рамки; именно оно, будучи отравлено скопившимся тленом, восстает и убивает Тюра — принципы законности и систему ценностей, фундамент, на котором зиждется Воля.

Но угасание сознания — лишь начало процесса преображения. Вслед за Одином гибнет и Тор, олицетворение порядка. Он сражается с мировым змеем Ёрмунгандом, который опоясывал весь Мидгард, плавая в окружающем его океане. Ёрмунганд — Уроборос, символ сколь древний, столь и многозначительный. Можно предположить, что тут он олицетворяет границы, «пояс» мира. Однако, Порядка нет в пространстве безграничном, а Граница — проявление Порядка, поэтому силы эти, столкнувшись, взаиморазрушаются: Тор убивает Йормунганда и сам гибнет от его яда.

Принцип отдельности вступает в битву с Принципом взаимодействия — Хеймдалль вступает в битву с Локи, отцом Фенрира и Ёрмунганда, что также приводит к взаимному уничтожению. Фрейр, бог лета и плодородия, творящее начало, оказывается повержен предводителем огненных великанов Суртром, олицетворяющим собой огненную энергию самого творения. Эта же энергия, направленная на оставшиеся ментальные построения, сжигает все, что по уровню вибрации грубее ее самой. Битва завершена. Выжившие в долине Идаволл — наработанные «высшие» качества, становятся фундаментом обновленной личности. Барльд воскресает и мирится с Хёдом. Низшее подчинено высшему, система выходит на новый, качественно иной уровень существования.


 
Стоит заметить, что трактование мифа с точки зрения оккультизма — тема спорная и мы наверняка дали грубое и не исчерпывающее объяснение всем изображенным символам. Но это лишь плоскость, в которой можно рассматривать легенду про Рагнарёк, и, если вам интересен подобный взгляд на мифы в целом — милости просим в мир бесконечного поиска. Мы же вернемся к более приземленным материям и вспомним про исторические документы, благодаря которым до нас данная версия конца света дошла.
 
«Судьба богов» («Рок владык») — дословный перевод с древнескандинавского языка слова Рагнарёк. Сохранилась эта история отрывочно, наверняка в искаженном виде. Основные исторические источники информации про Рагнарёк — Старшая Эдда и Младшая Эдда.

Старшая Эдда — сборник эддических гимнов древнеисландского эпоса, описывающих космогонию древних скандинавов. Ее авторство приписывают Сэмунду Мудрому, но это не подтвержденный факт. В любом случае, это собрание очень древних текстов, которые, скорее всего, использовались для посвящения в религиозных обрядах того времени и предавались устно многие сотни, если не тысячи лет. Стоит заметить, то эддические песни отличаются простотой, эпичностью и содержательностью, в то время как второй тип поэзии древних скандинавов — скальдическая, напротив, имеет нарочито изощрённую форму, но весьма скудна в плане содержательности.

Младшая Эдда — это более современный труд, написанный в начале XII века Снорри Стурлусоном, благодаря трудам которого, во многом, мы и можем прикоснуться к миру древних скандинавов. Младшая Эдда является скальдическим произведением, четыре части которого содержат много цитат из куда более древних поэм. По сути, творение Снорри во многом основано на текстах Старшей Эдды, и является их осмыслением, дополнением и осовремениваем.
 


Современная массовая культура крепко полюбила германо-скандинавский фольклор. Началось это еще во времена Третьего Рейха, а продолжилось с выходом тематических исследований, литературных трудов и даже комиксов. Тор, например, для нынешней молодежи, это герой комиксов Marvel, а не один из центральных богов древнескандинавского пантеона.

Рагнарёк вдохновлял многих писателей, в том числе и отечественных. «Священная книга оборотня» Виктора Пелевина, «Мой Рагнарёк» Макса Фрая и истории про Белого волка Андрея Белянина, наверное, ярчайшие из них. Из зарубежных авторов можно вспомнить Хорхе Луиса Борхеса и его «Рагнарёк».

Рагнарёк активно упоминается в различных фильмах и сериалах, например, сериале «Викинги», аниме «Пожиратель душ», а в 2017 году планируется выход блокбастера по мотивам комиксов Marvel — «Тор: Рагнарек». К данному названию и тематике обращаются многие «тяжелые» коллективы, нарекая именем «Рагнарёк» свои песни, альбомы и даже самих себя. Проникла данная тематика и в индустрию компьютерных игр, ярчайшим примером чего является южнокорейская MMORPG Ragnarök Online.



Став сегодня чем-то вроде бренда, вызывающего ассоциации с викингами, древней Скандинавией, воинственными берсерками, концом света и подобными образами, Рагнарёк, тем не менее, продолжает хранить в себе тайны, зашифрованные в простых стихах с отсутствующей рифмой, сложенных многие тысячи лет назад древними жрецами, которые покланялись Одину и Тору. А может и не покланялись, а рассматривали их как метафорические отражения внутренних сил, кто теперь разберет? В любом случае, память про Рагнарёк продолжает жить, и не только в плоскости массовой культуры, но и в качестве кладезя сакральной информации для всех ищущих «выход из Матрицы».





Невинно осужденный на пожизненное заключение Фултон Лерой Вашингтон в конце 1997 года не придумал ничего лучше, чем заняться в неволе живописью.
Разделы:
30 Мая 2018
253
Продолжаем знакомить вас с телеграм каналами, которые достойны внимания. BookGeek — канал с небольшими авторскими рецензиями на качественную литературу и кино. Если вы еще не читали знаменитую «Чуму», то, возможно, стоит начать с рецензии.
Разделы:
07 Марта 2018
467
Может ли книга свести с ума читателя, оставить такое послевкусие, после которого уже не вернуться в реальность?
 
Разделы:
22 Мая 2018
446
Понятие красоты проходит сквозь всю историю человечества. Вопрос о том, как правильно интерпретировать этот феномен восприятия, затрагивал, без преувеличения, каждый философ. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в определении нет.
Разделы:
20 Февраля 2018
724
В нашей подборке из пяти рассказов собраны захватывающие, простые и глубокие повествования, которые можно прочесть по дороге домой или по пути на работу, чтобы зарядиться силой нужного слова.

 
Разделы:
27 Марта 2018
997
Компании Microsoft следовало бы поблагодарить одно из самых сильных нашествий насекомых, ведь именно благодаря ему мир увидел изображение, которое украсило по меньшей мере миллиард экранов компьютеров
21 Сентября 2017
1399
Телеграм канал Арт-Ланч продолжает знакомить вас с манифестами творческих людей прошлого века. В этот раз рассказываем о Тристане Тцара и его труде.
12 Марта 2018
571
Призрачно реалистичные, эти замечательные портреты располагались над головами мумий и были созданы практически 2000 лет назад
10 Августа 2017
1105