Разделы: Скульптура 
30 Сентября 2014
6372

Скульптура классической эпохи: красота без прихотливости и мудрость без изнеженности

Победа над могущественной Персидской империей в V в. до н. э. сплотила греческие полисы и дала сильнейший импульс развитию всех отраслей, начиная с экономики и заканчивая творчеством. Складывается впечатление, что греческие мастера того времени постигали некие сакральные тайны бытия, столь впечатляющие творения у них получались. Характеризовать произведения изобразительного искусства той эпохи можно как чувственные, естественные, непосредственные, рациональные. Особенно ярко это выражалось в скульптуре.



Сегодня скульптура ассоциируется с музейными экспозициями, но в то время герои мифов и легенд из мрамора и бронзы украшали улицы греческих полисов, храмы, парки и площади. Это было естественное воплощение красоты, доступное каждому для лицезрения. Вероятно, именно поэтому до наших времен оригинальные древнегреческие скульптуры дошли в основном в виде обломков и фрагментов — греки и представить не могли, что творения их возвышенного сознания необходимо прятать и оберегать от сознания варварского.



Многие классические статуи известны нам благодаря римским копиям. Рим вообще являлся преемником греческой культуры, но копии зачастую просто не могли передать красоты оригиналов, передавая лишь сюжет. Разница ощущалась не столько в отсутствии мастерства у подражателей, сколько в духе самой эпохи. Так, греческие статуи был из другого мрамора — желтоватого, наполненного светом и теплыми тонами. Это достигалось благодаря натиранию мрамора воском.



Излюбленные мотивы древнегреческих скульпторов — свершения мифических героев, битвы олимпийских богов с Титанами, спортивные состязания. Благодаря специфике ваяемого греческие скульпторы научились мастерски воссоздавать человеческое тело в движении, изображая сложные позы.

Новатором тут считается аттический скульптор Мирон и его «Дискобол». Атлет размахивается, готовясь запустить диск, он наклонен и напряжен, еще мгновение — бросок будет совершен и атлет расслабит члены. Но Мирон запечатлел именно эту секунду, когда атлет замер в положении, казалось бы, неустойчивом но, в то же время, находящимся в равновесии.



Греческий подлинник неизвестного автора, предположительно Сотадеса, сохранившийся относительно хорошо — бронзовая статуя «Возничий», обнаруженная в Дельфах. Специалисты относят ее к периоду строгого стиля (ок. 470 г. до н. э.). Посмотрите на этого юношу. Он управляет четверкой коней, но при этом абсолютно спокоен. Он стоит без обуви, каннелюры дорических колонн мерещатся в складках его хитона, а волосы стянуты на лбу посеребренной повязкой. Всмотритесь в его глаза — они как живые, полны энергии. Что характерно для всех выдающихся скульптур, «Возничий», при взгляде с разных ракурсов, «открывает» созерцателю различные свои грани. Одна эта бронзовая фигура, ее крепкая, литая пластика, позволяет почувствовать — что именно древние греки понимали под человеческим достоинством.



Эллины преклонялись перед красотой и мудростью устройства живого тела. Они понимали язык тела — как язык души. В результате греческие мастера овладели искусством передачи «типовой» психологии, выражая через обобщенные человеческие типы богатейшую гамму душевных переживаний. По этой же причине искусство портрета в Древней Греции было развито относительно слабо — все тело выражало настроение и суть изображаемого героя.



В период с конца VI по IIV вв. до н. э., творцы стремились выразить духовную мощь и бодрость духа, но со временем акценты сместились к излишнему пафосу, драматичности и лирической созерцательности. Скульпторов привлекали прелести детства, сила зрелости, старость с ее мудростью и женственность — ее обаяние, соблазн и целомудрие. Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие скульпторы эпохи поздней классики. Они оказали такое влияние на развитие античного искусства, которое сравнимо по значимости со скульптурами Парфенона.



Пиком классической скульптуры Древней Греции, по общему мнению, является «Аполлон Бельведерский», авторства Леохара. Эта статуя синонимична эстетическому совершенству. «Аполлон Бельведерский» действительно поражает своими пластическими достоинствами: в фигуре и поступи повелителя муз сочетаются сила и грация, энергия и легкость; шагая по земле, он вместе с тем парит над землей. Чтобы достигнуть такого эффекта, требовалось исключительное мастерство ваятеля — беда лишь в том, что расчет на эффект слишком очевиден.



Древние Греки оставили после себя великое культурное наследие, которое может считаться достойным ориентиром для творцов дня сегодняшнего, вновь выходящих из варварского состояния.
Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами художественных изысканий мастеров изобразительного искусства любой эпохи
08 Августа 2017
2658
Пермская деревянная культура.
Разделы:
05 Мая 2016
2812
Пример того, как быть, а не казаться.
22 Апреля 2017
1544
Высочайший скульптурный пилотаж.
Разделы:
22 января 2016
19072
Причудливо удлиненные формы, исполненные энергии.
Разделы:
02 Сентября 2016
3112
«Сферическое барокко в вакууме».
09 Ноября 2015
3891
Классическая пластика мрачной современности.
Разделы:
11 Мая 2016
3121
Метод управляемого запустения.
Разделы:
24 Августа 2015
4070