Разделы: Художники  История 
22 Июня 2017
952

​Тяжесть раскаяния: что могут рассказать о Караваджо его поздние картины

Доподлинно неизвестно, как именно умер Караваджо. Одна из версий, выдвинутая в 2010 году, гласит, что он отравился парами масляной краски. По другой теории 2012 года считается, что он был убит мстительными рыцарями Мальты. Некоторые же утверждают, что художник скончался от лихорадки, которая подкосила и так раненого художника.

Однако никто из исследователей не станет спорить с тем, что в годы, которые предшествовали безвременной кончине мастера, его творчество претерпело серьезные изменения. И эти изменения сделали художника еще более гениальным.

Как известно, последние годы жизни Караваджо провел в бегах. 29 мая 1606 года он ввязался в групповую драку, во время которой убил человека по имени Рануччо Томассони. Несмотря на то, что у него было множество высокопоставленных друзей, на этот раз они не смогли прикрыть художника и очистить его имя. Папа Павел V объявил Караваджо преступником. Это фактически означало, что его мог убить любой человек. Во избежание смерти, ему пришлось скрыться.

Во время странствий по Италии — от Неаполя до Мальты, затем в Сицилию и обратно в Неаполь — его живопись начала приобретать совсем иной характер. Поздние картины Караваджо (термин «поздние» здесь является относительным, так как художник умер в 38 лет) преисполнены темноты: она стала более полной, более вездесущей, поглощающей свет, особенно, если сравнивать их с его более ранними римскими работами.

Пребывая в бегах, Караваджо надеялся на помилование, однако его буйный нрав и агрессивное поведение вновь сыграли с ним злую шутку — после целого года обучения для присоединения в Мальтийский рыцарский орден он снова был вовлечен в драку, в ходе которой серьезно покалечил одного из рыцарей. Тогда он снова начал скрываться от правосудия. Караваджо так никогда и не возвратился в Рим.

Последние работы он написал, вновь прибыв в Неаполь. Как отмечают искусствоведы, эти картины пропитаны еще большей мрачностью, чем предыдущие. При взгляде на них можно отметить, что пространство внутри фактически исчезло.

Одной из наиболее символичных работ гениального художника позднего периода можно назвать «Давид с головой Голиафа».

David with the head of Goliath, 1606
 
Что примечательно, в образе Голиафа Караваджо изобразил самого себя. Это ярко отражает тот эмоциональный фон, в котором он находился: Караваджо будто казнит сам себя за все прегрешения, что есть на его счету.

«Отречение Святого Петра» также является одной из работ позднего Караваджо. На ней изображен библейский сюжет отречения Святого Петра от Иисуса (что понятно из названия).

The Denial of Saint Peter, 1610
 
Петр отказался признавать собственную связь с Христом, став фактически его предателем. В этот злополучный момент к нему пришло осознание того, что он совершил нечто непоправимое, то, что будет терзать его всю оставшуюся жизнь. Данная тема была выбрана Караваджо неслучайно: она полностью отражает психологическое состояние мастера в тот период.

«Отречение Святого Петра» тесно связана с другой работой художника — «Мученичество Святой Урсулы». Главной темой данного сюжета также является раскаяние. Как гласит легенда, Святая Урсула прибыла под Кельн с группой из 11 000 девственниц, на которых впоследствии напали гунны. Отрицающие религию христианства и относящиеся с возмущением к принятому девами обету безбрачия, гунны убили всех паломниц. Урсула же была спасена, так как вождь варваров влюбился в нее и захотел взять ее в жены. Однако Святая Урсула отказалась, из-за чего получила стрелу в сердце. В картине Караваджо запечатлел именно этот момент: глаза предводителя гуннов полны сожаления и раскаяния от осознания того, что он совершил, находясь в порыве гнева.

The Martyrdom of Saint Ursula, 1610
 
Можно предположить, что в образе вождя гуннов отражен сам Караваджо, ведь он прекрасно понимал чувства, испытываемые героем картины.

Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод, что в последние годы своей жизни Караваджо находился в тяжелой депрессии, а его эмоции были полностью перенесены на поздние полотна. В тот период великий художник пребывал в состоянии перманентного раскаяния, сожаления и самобичевания, что не могло не повлиять на творчество гения.
Австралийский художник Майк Парр устроил экстравагантный перфоманс во имя высокого.
Разделы:
11 Июля 2018
105
Телеграм канал Арт-Ланч делится с нами размышлениями о высоком. Предлагаем ознакомиться с двумя тематическими картинами: «Степь. Нива» и «Бабушкин сад (усадьба в Пущино)».
Разделы:
20 Марта 2018
497
Легендарный британский инкогнито художник отметился в столице Франции, украсив стены своими работами.
Разделы:
10 Июля 2018
87
Телеграм канал Арт-Ланч продолжает знакомить вас с манифестами творческих людей прошлого века. В этот раз рассказываем о Тристане Тцара и его труде.
12 Марта 2018
566
Мистицизм вокруг полотен - распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
Разделы:
08 Июня 2018
862
Подборка старых и новых концептуальных изображений.
09 Марта 2018
1244
Невинно осужденный на пожизненное заключение Фултон Лерой Вашингтон в конце 1997 года не придумал ничего лучше, чем заняться в неволе живописью.
Разделы:
30 Мая 2018
247
В телеграм канале Арт-Ланч появилась новая рубка, которая призвана ознакомить читателей с манифестами художников. Для начала автор предлагает к ознакомлению манифест Василия Кандинского
Разделы:
05 Марта 2018
606