Разделы: Кино 
21 Декабря 2015
2484

​Трудно быть богом?

Три десятка ученых с Земли забросили на планету, отстающую от нее в развитии лет на 800, потому что кто-то решил, что там началось Возрождение. Земляне стараются не вмешиваться в ход событий и наблюдать со стороны. Среди них оказался дон Румата Эсторский, который не выдержал зверств захватившего власть в Арканаре «черного братства» и взялся за меч, нарушая нейтралитет и установленные правила. На этом, пожалуй, все сходство фильма «Трудно быть богом» с одноименной книгой братьев Стругацких и заканчивается. Как и фантастический жанр.



Производство своей картины Алексей Герман начал еще в 1999-м году, а задумал ее и того раньше — в 1968-м. Фильм должен был стать кульминационной работой режиссера. И стал, появившись на экранах уже после смерти Германа, и получив вкупе с положительными отзывами критиков множество наград.

При том, что натурные съемки проводились в Чехии, где в той или иной степени было обустроено практически пять замков, а павильонные — в Санкт-Петербурге, на экране создается ощущение камерного, сжатого пространства, в котором герои вынуждены лавировать между нагромождениями предметов, свисающих даже с потолка.

Кадры невероятно плотные, обилие деталей замыливает глаз — становится невозможно охватить всю сцену полностью, а потом вдруг перед камерой на первом плане на долгие секунды появляется баранья или свиная нога, кухонная утварь, какая-нибудь бадейка или чья-то задница. Потому что все плотское, тварное в Арканаре намного важнее и значительнее любого выдуманного или настоящего Ренессанса, а опорожнение мочевого пузыря уж точно необходимее, чем рассуждения о том, трудно ли быть Богом.



Фильм напоминает ожившие на экране полные гротеска и горечи полотна Питера Брейгеля и Иеронима Босха, где вереницы калек, обычных горожан, больше походящих на фантастических животных, и трупов разной степени разложения соединяются в бесконечный калейдоскоп внутри узких замковых переходов, тесных комнат и грязного внутреннего двора. Вот чего уж, а грязи и говна в фильме много, так же как и периодически мелькающих человеческих потрохов или обнаженных тел. Алексей Герман скрупулёзно воспроизводил атмосферу самого темного периода Средневековья, а точнее множества штампов о нем: о грязи, нечистотах на улицах, нечесаных, немытых людях, — гиперболизируя их и возводя в абсолют, попутно создавая мир, где всех образованных людей (что зачастую сводится к умению читать) уничтожают, как заразную болезнь, где царят сначала «серые», а потом и «черные», но нельзя даже с точностью определить момент, когда одни сменяют других, потому что разница меж ними невелика. 



Картина Германа являет собой воплощение идеи искусства ради искусства или, в данном случае, кино ради кино, но в то же время это сложная, многоуровневая метафора в монохромном исполнении. Ее можно прочитать по-разному: как метафору деградирующего общества и упадка культуры, круговорота жизни (и смерти), как произведение с определенными историческими и социальными коннотациями, связанными с диссидентским движением в СССР и борьбой с инакомыслием. Множество смыслов, утрамбованных в неполные три часа экранного времени. Кто какие значения увидит, зависит от начитанности, внимания или личного опыта. Кто-то не увидит ничего, кроме говна, и не будет не прав — говна там тоже много.

За вечным мельтешением, за звоном и шумом не всегда возможно уловить сюжет и действия героев. Не раз и не два возникает при просмотре вопросы «а что происходит?», «что они делают?», не говоря уже о том, зачем вообще кто-то что-то творит или пытается изменить в таком страшном месте. Сюжета будто нет вовсе, зато эффект присутствия ощущается сильнее, чем в 3D. Зрителя погружают в мир дона Руматы и буквально вынуждены побывать на его месте, почувствовать омерзение и чуть ли не экзистенциальную тошноту от того, что люди обмазывают себя дерьмом, копаются в чужих кишках или поливают окоченевшие тела рыбьей чешуей.



В книге, не смотря на происходящее, чувствовался оптимистичный настрой, вера в прогресс и изменения к лучшему. В фильме же нет места надежде. Зато присутствует нездоровый цинизм: «Место чудное. Хочешь, поэта сюда перевешу, а?» — вопрошает то ли дона Румату, то ли зрителей один из персонажей. И главный герой медленно сходит с ума, застрявший где-то между беспомощностью и безысходностью, разрываясь на части от попыток сохранить самого себя, как личность, и не измениться под внешним давлением. Дон Румата в исполнении Леонида Ярмольника сильно схож с Дон Кихотом, яростно борющимся с ветряными мельницами, а вопрос «убивать или не убивать» встает вровень с вопросом «быть или не быть».    

«Трубно быть богом» не смотришь, погружаясь в сюжетные перипетии, его созерцаешь, и этим он похож на «Андрея Рублева» и «Сталкера» Тарковского. Последний тоже является экранизацией произведения братьев Стругацких. Но снять фильм по их книгам, не скатываясь в экшн, избавляясь попутно от философии, или, наоборот, в сложные философские рассуждения, но без толики действия, очень сложно. Картина Германа не стала исключением. Ее нелегко смотреть, иногда даже хочется поставить кино на паузу, пойти перекурить, попить чаю, убедиться, что в мире все не так плохо. Но смотреть все же стоит, хотя бы ради того, чтобы оценить гений настоящего мастера, и ответить на вопрос самому себе, не трудно ли быть богом, но трудно ли быть Человеком?


Автор: Юля Воронюк
Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина - это по сути плагиат с других.
Разделы:
20 Июня 2018
110
There's not enough rope to tie me down
There's not enough tape to shut this mouth
13 Февраля 2018
301
Намедни американскому актеру, режиссеру, музыканту, сценаристу, продюсеру  Джонни Деппу исполнилось 55 лет.
Разделы:
15 Июня 2018
121
Сценаристы и продюсеры телесериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Вайсс займутся съемками «Звездных войн», которые Disney планирует выпустить на новом собственном стриминговом сервисе, сообщает IndieWire.

 
Разделы:
08 Февраля 2018
257
Красавчик Бенедикт Камбербэтч возвращается на экраны в британской комедийной  драме «Патрик Мелроуз».
Разделы:
11 Мая 2018
282
Один из столпов современного юмора.
15 Июня 2016
2825
Несколько основных принципов визуального языка кинематографа помогут вам лучше понимать кино и, возможно, пробудят интерес к семиотике киноискусства.
Разделы:
22 Марта 2018
748
Полтора часа визуальной медитации.
Разделы:
06 Июня 2016
2208