Разделы: Кино 
22 Марта 2018
737

Визуальный язык кинематографа

На одной из лекций по литературе преподавательница выразила следующую мысль: «Не нужно искать подоплеку в описании. Моя подруга-писательница как-то сказала, что сделала шторы голубыми просто так, без всякого умысла». Это было давно, однако высказывание запомнилось, потому что с ним невозможно согласиться.


Кадр из фильма "Теорема Зеро"

Сейчас я бы вступила в дискуссию доказывая, что в качественной литературе ничего не описывается и не происходит просто так, всему есть объяснение, и тот или иной повод сделать именно так, а не по-другому; в противном случае зачем нам описывать то, что никак не дополняет основную суть произведения? Подобный подход наблюдается не только в литературе. Несоблюдение параметров «каждому знаку по смыслу» означает, что перед нами продукт, преследующий цели, параллельные с настоящим произведением искусства.  

Кинематограф, для того, чтобы передать зрителю эмоционально целостную и наполненную смыслами картину, пользуется визуальным языком, к которому относятся манера съемки, знаки и символы, которые появляются на экране. Визуальный язык отыгрывает вспомогательную роль, которая погружает зрителя в нужную атмосферу, задает тон картины, настраивает на правильное восприятие, а главное — оставляет в душе человека приятный отпечаток на сознательном и бессознательном уровне.




Кадры из фильма "Красота по американски"

Несколько основных принципов кинематографа помогут вам лучше его понимать и, возможно, пробудят интерес к семиотике киноискусства.

Картина, которая, например, повествует о душевном упадке, разрушении личности, эмоциональном тупике и так далее, должна показывать зрителю соответствующие этому настроению локации и предметы, окружающие героя. На расстановку этих самых предметов у режиссера уходит зачастую немало времени.




Кадры из фильма "Меланхолия"

Особый подход к съемке обуславливается не просто новаторской постановкой кадра, а всегда диктуется происходящим на экране. Один из самых старых способов передать гнетущее или тревожное настроение в кино — направить на актера лучи света через решетку из тени и света.

Правильный визуальный язык, в первых пятнадцати минутах фильма должен показывать нам краткое описание того, что нас ожидает дальше. Естественно, от правил можно и нужно отступать, но сделать это оправданно под силу далеко не каждому.  

Символы, скрытый смысл, аллегории, культурные отсылки должны подкреплять повествование, а не просто присутствовать в фильме. В противном случае, получаем безосновательный символ ради символа, образ ради образа.


Рассмотрим грамотное использование символов на примере визуального языка Андрея Тарковского. В своих работах он неоднократно обращается к множеству символов, один из них — собака. В «Сталкере» собака — это образ истинного пути и проводника. Она приходит к главному герою из сна и остается с ним до конца, чтобы провести героев к истине, через Зону, которая полна опустошения и сомнения в силе человеческого духа.


Кадр из фильма "Сталкер"

В фильме «Ностальгия» собака появляется во снах главного героя и сопровождает Доминика, которого все считают сумасшедшим. В первом случае пес означает тоску по родным краям и не переходит границы реального мира, таким образом показывая невозможность Андрею вернуться к родному дому. Во втором случае собака реальна и олицетворяет единство человека с истинным бытием.


Кадр из фильма "Ностальгия"

Пример профессионально расставленных по всему фильму пасхалок и скрытых смыслов — кинокартина «Донни Дарко». В этом фильме каждый второстепенный герой соответствует внутренней жизни Донни и является дополнительным звеном, которое раскрывает образ главного героя. Кроме этого, фильм полон другими образами и символами, разбор которых очень хорошо осуществлен ютуб-каналом «Скрытый смысл».


Кадр из фильма "Донни Дарко"

Конечно же, визуальным языком пользуются далеко не все режиссеры. Этого не делают те, кто в первую очередь относятся к фильму как к продукту, который должен принести много денег. Под толщиной спецэффектов и качественной картинкой зритель все равно не поймет, что это делалось не ради него и даже не ради творчества, а ради производства фильма, который должен собрать денег, только и всего.

Массовое кино постепенно превращается в бизнес. Поэтому так важно ознакомится с принципами того, как должно действовать настоящее киноискусство. Ведь быть одураченным, как минимум, неприятно.

                                                                                                                                                                                                    Юля Рокицкая
Темы: Кино
Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина - это по сути плагиат с других.
Разделы:
20 Июня 2018
96
Сценаристы и продюсеры телесериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Вайсс займутся съемками «Звездных войн», которые Disney планирует выпустить на новом собственном стриминговом сервисе, сообщает IndieWire.

 
Разделы:
08 Февраля 2018
252
Намедни американскому актеру, режиссеру, музыканту, сценаристу, продюсеру  Джонни Деппу исполнилось 55 лет.
Разделы:
15 Июня 2018
114
Один из столпов современного юмора.
15 Июня 2016
2816
Красавчик Бенедикт Камбербэтч возвращается на экраны в британской комедийной  драме «Патрик Мелроуз».
Разделы:
11 Мая 2018
272
Полтора часа визуальной медитации.
Разделы:
06 Июня 2016
2205
There's not enough rope to tie me down
There's not enough tape to shut this mouth
13 Февраля 2018
299
Кино, как диагноз.
Разделы:
18 Мая 2016
2106