12 Февраля 2016
2254

​​Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве — красивейшее произведение архитектурного искусства, усилиями православных мастеров впитавшее в себя характерные черты сразу нескольких эпох, сформировав, тем самым, собственную уникальность. Мы принципиально опустим всякую информацию о роли данного храма дележе религиозной власти, потому что по сравнению с его фактическим величием — всё это слишком уж мелко. Ибо что есть власть человеческая, в контексте власти божественной?

Однако Владимирский собор был сотворен не в течении «пилотной недели» земного бытия, а значительно позже — на реализацию проекта потребовалась практически вся вторая половина XIX века. Инициативе Священного Синода о возведении в Киеве собора, посвященного Святому равноапостольному князю Владимиру, был дан «зеленый свет» Николаем I летом 1853-го, а освящение собора состоялось лишь 1 сентября 1896-го.



Изначальный архитектурный проект принадлежит Ивану Штрому, который обратился к византийской архитектурной традиции и подготовил проект собора в неовизантийском стиле. В основу храма лег крест, предполагалось наличие тринадцати куполов. Однако, храм строился исключительно на пожертвования, объемы которых не позволяли реализовать проект Штрома во всей полноте и задачу доработать его, исходя из финансовых реалий, поставили перед архитектором Павлом Спарро.

После изменений, из проекта исчезли боковые нефы, шесть куполов и крестообразная основа. В 1862-м началось возведение здания, руководить чем доверили Александру Беретти, также внесшему свои коррективы в проект. После четырех лет работ, когда оставалось лишь посторить купола — стены собора, перекрытия и даже арки дали глубокие трещины. Как выяснила комиссия, возглавил которую Штром, в процессе видоизменения его проекта редакторы допустили серьезные ошибки в расчетах нагрузок. Строительство оказалось заморожено на девять лет.

Работы продолжились по указу императора Александра II — ошибки в расчетах устранил Рудольф Бернгард, он же предложил варианты ликвидации трещин и укрепления несущих стен; последнее планировалось осуществить, пристроив боковые нефы и контрфорсы. В том же году работы были возобновлены, а в 1882-м — завершены.



Проект внутреннего оформления разработал Адриан Прахов, который привлек к его реализации ряд видных художников того времени, среди которых был Виктор Васнецов. По изначальному замыслу оформление интерьера было стилистически соотносимым с оформлением храмов во времена князя Владимира, так что художественные элементы интерьера предполагали обилие традиционных древнерусских узоров и сцены из Священного Писания.



Васнецов на холстах подготовил все эскизы, которые, после одобрения профильной комиссии, под его руководством и при непосредственном участии были нанесены на своды собора в качестве фресок. И воистину они прекрасны. Васнецов был человеком искренне верующим, так что необъяснимое магнетическое впечатление, производимое его работами, можно смело объяснить его внутренней силой и чистотой, что и получило свое отражение в полотнах.



Фрески, украшающие стены Владимирского собора — неоспоримое достояние русской культуры и художественное наследие человечества в целом. Впрочем, так можно сказать и про творческое наследие Виктора Васнецова в целом.



​Как уже отмечалось выше, освещение храма состоялось в первый день осени 1896-го года, при личном участии членов императорской семьи и прочих видных государственных деятелей.

Дальнейшая судьба Владимирского собора в различные периоды складывалась по-разному. Так, советская власть закрывала собор и размещала в его здании антирелигиозный музей. Был период существования в качестве хранилища документов и книг. В период немецкой оккупации собор вновь заработал как религиозное учреждение и до сих пор он продолжает действовать в качестве православного храма.

Если подытожить, Владимирский собор в Киеве — это прекрасный пример неовизантийского стиля в архитектуре и уникального художественного оформления, объединившего традиционные древнерусские мотивы, классические религиозные сюжеты и возвышенный художественный стиль Виктора Васнецова.

Под Пекином планируется постройка целого города площадью 400 гектаров посвященного только искусству.
Приблизительная стоимость такого проекта - 2,8 млрд долларов.
Разделы:
22 Июня 2018
198
Винсент Каллебо, Питер Басби, Норман Фостер и Пиано Ренцо воплотили в своих работах искусство, науку и любовь к природе.
Разделы:
18 января 2018
727
Невинно осужденный на пожизненное заключение Фултон Лерой Вашингтон в конце 1997 года не придумал ничего лучше, чем заняться в неволе живописью.
Разделы:
30 Мая 2018
253
Компании Microsoft следовало бы поблагодарить одно из самых сильных нашествий насекомых, ведь именно благодаря ему мир увидел изображение, которое украсило по меньшей мере миллиард экранов компьютеров
21 Сентября 2017
1399
Телеграм канал Арт-Ланч продолжает знакомить вас с манифестами творческих людей прошлого века. В этот раз рассказываем о Тристане Тцара и его труде.
12 Марта 2018
571
Призрачно реалистичные, эти замечательные портреты располагались над головами мумий и были созданы практически 2000 лет назад
10 Августа 2017
1105
Понятие красоты проходит сквозь всю историю человечества. Вопрос о том, как правильно интерпретировать этот феномен восприятия, затрагивал, без преувеличения, каждый философ. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в определении нет.
Разделы:
20 Февраля 2018
724
Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами художественных изысканий мастеров изобразительного искусства любой эпохи
08 Августа 2017
2658