20 Ноября 2014
4755

Жан Пюсель: Миниатюрист эпохи Средневековья

Начать стоит с того, что современные исследователи называют Жана Пюселя одним из основоположников аутентичного стиля французской живописи. Этот мастер жил в XIV веке и долгое время его имя оставалось забытым. Но ситуация изменилась, когда специалист по средневековым рукописям Леопольд Делиль обнаружил в «Бельвильском бревиарии» упоминание имени Жана Пюселя, как главы мастерской где изготавливались манускрипты. Позже имя Жана Пюселя всплыло еще в нескольких источниках и сегодня он является хоть и не очень популярным в широких массах, но очень уважаемым творцом среди исследователей и экспертов.



Пюселю обычно приписывается открытие техники гризайль. Благодаря использованию этой техники страницы его манускриптов обладали декоративной целостностью, персонажи — пластичностью, а стиль — непосредственностью. Его первым учителем был Мастер Оноре из Амьена. Кроме того, некоторые находят в его работах сходные черты с произведениями Дуччо и Джотто, исходя из чего существует не подтвержденная гипотеза, что Жан Пюсель побывал в Италии, приблизительно в 1320 году, где и почерпнул современные достижения школ живописи из Сиены и Флоренции.



Мастер родился примерно в 1300 году, а умер в 1335 году. Несмотря на малую продолжительность, его жизнь была успешна и полна открытий. Выделяются три главных особенности стиля Пюселя, не характерные для более ранней французской живописи. Эти особенности также важны для понимания роли художника в становлении французской живописи. В своих работах Жан использовал необычную пластическую моделировку фигур, которую, вероятнее всего, «подсмотрел» у итальянцев, из опыта которых он также почерпнул интуитивное чувство пространства. Мастер смело играл с ракурсами и освещением, экспериментировал с пространственным объемом. Им применялись различные типы построения перспективы: обратная, осевая и отдельные элементы прямой. Также он был новатором в сфере использования тонов и, как уже упоминалось, открыл технику гризайль.



Кроме прочих, одной из главных особенностей стиля Жана Писеля считается юмор, который находил свое воплощение в забавном бестиарии, который содержали поля его манускриптов. Многообразие необычных растений, насекомых, птиц и животных в работах Писеля дали начало «готическому натурализму», элементы которого будут присущи всей живописи северной Европы на протяжении XIV—XV веков.



Имя Жана Пюселя обычно ассоциируется с тремя манускриптами. Это «Бельвильский бревиарий», «Часослов Жанны д’Эврё» и «Библия Роберта де Биллинга», каждый из которых достоин отдельной статьи. Поэтому если данная тема вас заинтересует, мы к ней еще обязательно вернемся. А пока что просто покажем вам некоторые отрывки из этих манускриптов.



Невинно осужденный на пожизненное заключение Фултон Лерой Вашингтон в конце 1997 года не придумал ничего лучше, чем заняться в неволе живописью.
Разделы:
30 Мая 2018
253
Призрачно реалистичные, эти замечательные портреты располагались над головами мумий и были созданы практически 2000 лет назад
10 Августа 2017
1105
Телеграм канал Арт-Ланч продолжает знакомить вас с манифестами творческих людей прошлого века. В этот раз рассказываем о Тристане Тцара и его труде.
12 Марта 2018
571
Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами художественных изысканий мастеров изобразительного искусства любой эпохи
08 Августа 2017
2658
Понятие красоты проходит сквозь всю историю человечества. Вопрос о том, как правильно интерпретировать этот феномен восприятия, затрагивал, без преувеличения, каждый философ. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в определении нет.
Разделы:
20 Февраля 2018
724
Компании Microsoft следовало бы поблагодарить одно из самых сильных нашествий насекомых, ведь именно благодаря ему мир увидел изображение, которое украсило по меньшей мере миллиард экранов компьютеров
21 Сентября 2017
1399
Оригинальное значение знака доллара США («$») остаётся предметом споров
03 Июля 2017
1002