23 Ноября 2016
624

Дэвид Хокни

Дэвид Хокни (David Hockney) — одна из наиболее значимых личностей в сфере поп-арта, самый влиятельный британский художник, сперва послевоенного периода, а затем — вообще всех времён (по результатам общенационального опроса 2011 года, в котором поучаствовали 1000 профессиональных художников и скульпторов со всей Британии), один из общепризнанных революционеров мира искусства в целом, и арт-рынка, в частности. А кроме того — фотограф, художник-оформитель, гравер. Соавтор скандального «Тезиса Хокни-Фалько». Кавалер британских Ордена Заслуг и Ордена Кавалеров Чести.


 
Таков медийный образ Дэвида Хокни, однако за его ширмой скрываются смелость предлагать на суд традиционалистов нечто нонконформистское, активная и целенаправленная работа в различных сферах искусств, последовательная гражданская позиция и уважение «к корням». Последнее не помешало Дэвиду выдвинуть в 1999 году тезис, что многие мастера прошлого, начиная с эпохи Ренесанса, использовали различные методы проекции, в частности камеру-обскуру, камеру-люциду и сферические зеркала, для создания более реалистичного изображения.

Гипотезу Хокни подхватил Чарльз М. Фалько, уважаемый американский физик и профессор оптики, в соавторстве с которым в 2001 году они издали книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров». Данная работа была очень бурно встречена как художественным, так и научным сообществами, подвергшись критике. Однако ни подтвердить, ни полностью опровергнуть ее так никто и не смог.

Канал BBC посвятил этой теме часовой документальный фильм и гипотеза «ушла в народ».


 
Мысль об использовании мастерами прошлого приспособлений для проекции посетила Дэвида на выставке работ Жана Огюста Энгра. К выдающимся художникам прошлого и настоящего, несмотря хулиганский характер многих своих работ, Хокни всегда относился с достаточным уважением. Так, в 60-м году 23-хлетний юноша, по его собственным воспоминаниям, восемь раз посетил выставку Пикассо в галерее Тейт. С тех пор элементы кубизма часто появлялись в работах художника, а сам он не раз сетовал на ущербность восприятия кубизма только лишь как стиля.


«Шоссе Пирблоссом», 1986
 
В ранних работах художника специалисты прослеживают также влияние экспрессионистов и в частности — Френсиса Бэкона.


«Myself and my Heroes», 1961
 
Стоит отметить, что своими академическими знаниями Хокни обязан учебе в Королевском художественном колледже. Бунтарская натура Дэвида проявилась уже тогда — для получения «корочки» необходимо было подготовить дипломную работу, вместо которой он нарисовал скетч под названием «Дипломная работа / The Diploma». Диплом, в результате, Хокни все-таки получил, хотя работы дипломной так и не написал.

В 1961 в Королевском колледже искусств проходит выставка «Молодые современники / Young Contemporaries», заложившая фундамент британского поп-арта. Хокни принимает в ней активное участие, а на заработанные средства отправляется в США, в Нью-Йорк, где знакомится с Энди Уорхоллом и всячески культурно обогащается.
 
Будучи сильно впечатлен ритмом жизни в Нью-Йорке, Хокни создаёт серию офортов «Похождения повесы в Нью-Йорке» — своеобразный оммаж Игорю Стравинскому с его оперой «Похождения повесы». Образ главного героя, разумеется, Хокни срисовал с себя — скромный провинциальный парнишка, стереотипный ботаник. Данная серия, которую теперь принято считать полубиографической, была издана ограниченным тиражом, снискав большую популярность в узких кругах эстетствующих ценителей.


«The Arrival», 1961
 
Вдохновленный успехом и признанием, Хокни продолжает работать: пишет картину «Два сцепившихся мальчишки», завоевавшую в 67-м году премию Джона Мура, рисует иллюстрации для газеты Sunday Times, выступает с лекциями.


«We Two Boys Together Clinging», 1961
 
В 1966 художник посетил Бейрут, вдохновляясь его атмосферой перед созданием иллюстраций к стихотворениям одного из величайших поэтов Александрии, Константиноса Кавафиса. Данная серия вышла в свет в том же году, состоя из характерных офортов и акватинтов.

 
 
Затем последовало увлечение сказками братьев Гримм — сам Хокни утверждал, то он прочёл все 350 сказок. В результате он создал 39 офортов на медных пластинках, для сказок:
 
  • «Рапунцель»;
  • «Птица-найдёныш»;
  • «Старый Ринкранк»;
  • «Маленький морской заяц»;
  • «О том, кто ходил страху учиться»;
  • «Румпельштильцхен».

Художник использовал старую и достаточно изощрённую технику акватинты, позволяющую добиться глубокого чёрного цвета.


«Old Rinkrank Threatens the Princess», 1969

Первая крупная выставка работ Дэвида Хокни состоялась в Лондоне в 68-м году. И публика, и критика — все о один голос расхваливали молодого художника. Успех в СМИ позволил Хокни превратить свою фамилию в брэнд. Его называли отцом-основателем британского поп-арта, последовательным борцом с элитарностью на «рынке искусства».

В начале 70-х Хокни уезжает во Францию, где сперва издает серию гравюр, посвященных Пабло Пикассо, а после — посвящает себя оформлению сценических декораций. В 75-м Хокни, передававший ранее «приветы» Стравинскому — оформляет его оперу в Глайнбурне и получает заказы на новую работу. Итогом данного творческого периода можно считать выставку в миннеаполисском Центре Уокера 1983-го года, экспозиция которой представила собой ретроспективу лучших работ Хокни для сцены.


 
Вторая половина 70-х ознаменовалась для Дэвида Хокни увлечением масштабными работами. Результаты его экспериментов на этом поприще можно найти под названием Paper Pools («Машинописные бюро»).


«A Diver», 1978

В 1976 году Дэвид выпустил альбом «Двадцать фотографических снимков», который успешно разошелся по рукам. Для своего времени Хокни предлагал «настоящее искусство», однако реальное искусство заключалось в умении продать свое искусство.


Снимок из книги «Twenty Photographic Pictures», 1976

Свои успехи и трудности творец излил на благодарную публику в форме одноименной книги мемуаров уже в 1977 году. Собирать материалы на новую автобиографию, кстати, пришлось 16 лет — продолжение увидело свет в 1993 и тоже имело успех.

Однако умение продавать не отменяет и умения продуктивно работать, постоянно создавая новые инфоповоды и реализуя их потенциал «на полную». К середине 80-х Хокни вновь обратился в более традиционную живопись, рисуя, в массе своей, милые пейзажики, цена которых на аукционах представляет собой суммы с пятью-шестью нулями в британской валюте.


«The Road across the Wolds», 1997

Так, в конце 90-х Хокни увлекся историческими мистификациями. И хотя на этом поле он не достиг таких успехов, как, скажем, талантливый российский график и математик Анатолий Фоменко, однако, их с Фалько посягательства на историческое и культурное наследие — в качестве громкого инфоповода — и так хватило, чтобы обеспечить Дэвиду пожизненное внимание правильных СМИ и безбедную старость.
 
В 00-х Хокни успешно завербовали в кавалеры нескольких достаточно престижных британских орденов, а сам он спокойно рисовал обычными и цифровыми кистями пейзажи родного Йоркшира. Однако, в следствии трагических обстоятельств, собственную Смерть художник отправился встречать в Лос-Анджелес.

Свой девятый десяток Хокни встречает, не теряя бодрости духа. Он вполне заработал себе на «счастливую старость», однако не перестает работать, несмотря на то, что постепенно слепнет и глохнет. Впрочем, сам Дэвид, рассказывая об этом в интервью, отметил, что это лишь обостряет ощущение пространства, чем и помогает художнику.


 
О чем же повествует столь насыщенная история жизни? С одной стороны, становится заметна механика работы рынка современного «элитного» искусства в целом, и поп-арта в частности. Хотя, данный механизм уже был доходчиво раскрыт в фильме «1+1». С другой стороны, в эпоху постмодернизма, когда крайности в умах сменяют одна другую, а то и вовсе мирно сосуществуют, с формой и содержанием современного визуального искусства тоже начинают происходить странные вещи, а уж про вариативность восприятия не будем даже заикаться — настолько взгляд человека может быть кардинально отличен от вашего; настолько отличен, что попросту неприемлем.

В такой ситуации, «объективная» оценка всегда предполагает лукавство, а пытки фактологического анализа, подтверждающие правоту одной конкретной точки зрения — не более, чем изящное навязывание собственного мнения, чем, кстати, активно занимаются профильные СМИ и даже более авторитетные структуры, к СМИ, технически, отношения не имеющие. Не даром же, конкретно в Англии, выдающихся личностей награждают титулами и орденами. Однако все это касается лишь формирования образа творца, чье искусство теперь невозможно рассматривать вне этого контекста.

Ах, да! Для полноты образа будет неверным опустить тот факт, что, кроме всего прочего, Дэвид Хокни — гомосексуалист.

Народный гений эпохи постмодерна.
Разделы:
23 Декабря 2016
633
Юный фотограф из Индонезии и природное ощущение прекрасного.
Разделы:
05 Сентября 2016
1386
Вы готовы увидеть нечто необычное?
Разделы:
21 Октября 2016
772
Стильно, изобретательно, фактурно и холодно.
Разделы:
17 Августа 2016
1253
Питерский художник, чье творчество заслуживает внимания.
Разделы:
29 Сентября 2016
1360
Современная живопись с духом мрачного средневековья.
Разделы:
02 Августа 2016
1683
Великий мастер эпохи Проторенессанса, проторивший путь гениям Возрождения.
Разделы:
16 Сентября 2016
1230
Сцены из параллельного мира, не иначе.
 
Разделы:
18 Июля 2016
1212