Разделы: Художники 
16 Сентября 2016
2384

Джотто ди Бондоне

 «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»
— Исаак Ньютон

Не исключено, что видный ученый и не говорил эту фразу (можно пошутить на тему «этим Ньютоном был Альберт Энштейн»). Тем не менее, она как нельзя лучше подходит для описания творчества художников эпохи Возрождения: они были новаторами, экспериментаторами и гениями, однако почву для Ренессанса подготовил Джотто ди Бондоне, более известный просто как Джотто.

Биограф конца XVI века Джорджио Вазари описывал работу Джотто «как разрыв с традициями византийского искусства и начало современной школы живописи, недооценённой на протяжении двухсот лет».

Рождение и становление флорентийского живописца долгое время было окутано туманом неизвестности, однако, согласно последним исследованиям, Джотто был рожден в июле 1266 года в приходе Санта Мария Новелла в семье кузнеца Бондоне (согласно летописям, весьма уважаемого горожанина). Умер Джотто в возрасте 71 года, 8 января 1337 (об этом пишет в своих мемуарах душеприказчик художника, банкир Джованни Виллани).

Загадкой остается раскрытие таланта художника: по сведениям средневековых историков, его заметил Чимабуэ и взял в свои ученики. Современные ученые считают это не более чем литературный мифом, однако известно, что оба они занимались росписью церкви Сан Франческо и Джотто превзошел именитого коллегу.

Путь художника начался в Риме, где он служил священником. По итогам современных исследований известно, что свой первый крупный заказ Джотто получил на роспись верхней церкви Святого Франциска в Ассизи, к исполнению которого он приступил в 1288 году. Его рукам принадлежали, ко всему прочему, фрески с изображениями Исаака и Иакова, которые ранее относили кисти других авторов. Однако использование специфических приемов, построение композиции и формы светотени, а также очевидные параллели с образом Иоанна из церкви Санта Мария Новелла, позволили с уверенностью утверждать, что роспись ассизского храма является результатами трудов раннего периода творчества художника. В общей сложности, кисти Джотто в церкви принадлежат 28 фресок.
0/0

За нижнюю церковь Джотто взялся намного позже — в 15-20 годах XIV века, о чем свидетельствует уже устоявшийся стиль фресок на тему жизни Христа и его распятия, а также хвалебные фрески в честь христианских благодетелей: Послушания, Благоразумия и Смирения, а также сцен из жизни святого Франциска. Искусствоведы отмечают, что несмотря на торжественность сцен, все они наполнены внутренним светом и легкостью, создающими ощущение покоя и умиротворения у прихожан, что не свойственно тяжелой и гнетущей атмосфере ликов святых в византийской иконописной традиции. Во многом, этому способствует цветовая палитра произведений — преобладание пастельных оттенков желтого, зеленого и розового.



Фрески из Капелла-дель-Арена считаются вершиной творческого развития Джотто. Они были написаны в 1303-1305 годах по заказу сановника из Падуи Энрико Скровеньи. Джотто также приписывается архитектура Дель Арены, однако этот вопрос остается открытым. К своей работе художник привлекал и учеников, но это никак не повлияло на общую композицию из 36 фресок, посвященных страстям Христовым. Все они были выполнены с поразительным для того времени чувством объема и динамики, чему способствовало как освещение, так и расположение отдельных эпизодов в пространстве.



Следующей вехой в жизни художника является мозаика «Навичелла», украсившая атриум базилики Святого Петра в 1310 году по заказу кардинала Якопо Стефанески. Именно эта работа принесла Джотто славу мастера «живого» изображения в масштабах всей Италии.

Также Джотто принадлежат роспись капеллы в базилике Санта Корче, выполненной в технике альсекко (по сухой штукатурке) приблизительно в 1320 году, когда мастер уже находился под влиянием авиньонской школы и утонченной стилистики работ ее адептов. В это же время художник становится членом Корпорации врачей и аптекарей Флоренции, что позволяет ему получить доступ к лучшим материалам для красок.



К концу десятилетия Джотто также создает фрески капеллы Барди, уже как именитый автор и титулованный учитель. В это же время начинается неапольский период художника, однако большая часть работ, выполненных им в Неаполе, не сохранились. Также художник создал художественное убранство личной капеллы Роберто Анжуского, короля неапольского, а 20 января 1330 года живописец стал придворным художником.

Вершиной карьеры Джотто стало назначение на должность главного архитектора Флоренции в 1334 году. Он лично руководил строительством новых крепостных стен, моста и кампанилы собора Санта Мария-дель-Фьоре. В этом же соборе Джотто был похоронен.

Впрочем, Джотто был известен не только как создатель фресок, но и как автор множества распятий, алтарей и иконостасов, написанных либо в соавторстве с другими художниками, либо своими учениками. Работы были выполнены в технике станкового мольберта, традиционной для иконописи Византии: доска из «простых» пород дерева (чаще всего, тополь) обклеивалась тканью, покрывалась гипсом, позолотой и краской по ранее начерченным контурам изображения.

Внушительных габаритов (6-метровый) расписной крест, созданный Джотто в конце XIII-го века, исследователи также относят к раннему периоду творчества. Он является нетипичным для творчества Джотто — Иисус на нем выглядит слишком физиологично и приземленно, что многими современниками воспринималось чуть ли не как кощунство. И в то же время, он послужил эталоном, на который еще долго ориентировались в изображении подобных сцен.



Состояние другого произведения этого периода, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» из церкви Сан-Джорджо-алла-Коста, находится, увы, в крайне плохом состоянии.

Алтарный образ «Стигматизация Святого Франциска», датируемый 1300 годом, ныне находится в экспозиции Лувра. Это полотно является одной из наиболее известных работ Джотто наряду с фреской «Поцелуй Иуды», его часто можно встретить в книгах по эзотерике и оккультным наукам, а также продуктах массового кинематографа. Нестандартным в композиции является фигура серафима — им является сам Христос, что несвойственно классической византийской иконописи. Кроме того, знаменитое смещение визуального центра картины здесь нашло свое яркое применение и благодаря этому появление стигматов выглядит динамично.



К тому же периоду относится Полиптих из флорентийской церкви Бадиа, безусловно принадлежащий кисти Джотто (что подтверждает подпись автора). На нем живописец запечатлел Мадонну с младенцем, Святых Николая, Петра, Бенедикта и Иоанна Богослова.



Наиболее известным творением Джотто в стиле станковой живописи по праву считается алтарный образ «Мадонна Оньисанти». Это крупное произведение, в котором заметны все черты, присущие творчеству автора: яркие краски, очеловеченный облик Марии (полуулыбка была не свойственна авторам до мэтра, так как она принижала облик богоматери), превращение небесного трона в подобие монаршего, а святых и ангелов — в подданных. В плане стилистики образ Мадонны Оньисанти близок к «Успению Марии» — их композиции идентичны.



К 1320 году Джотто создал алтарь в Перуцци, Крест для Капелла-Дель-Арена и Полиптих Стефанески, выполненный мастером для «самого важного заказчика» — Якопо Стефанески, мецената папского двора. Алтарь, ни много ни мало, должен был располагаться в «святая святых» — базилике святого Петра в Ватикане. До 1330 года Джотто создал более 30 станковых произведений, ныне находящихся в коллекциях различных музеев во всем мире.

После принятия должности главного архитектора Флоренции, Джотто более не мог столь активно заниматься живописью, но все же позволял себе выполнять заказы особо влиятельных особ. К этому периоду относятся Болонский Полиптих, созданный для Санта-Мария-дельи-Анджели и «Полиптих Борончелли» для церкви Санта-Корче.



За свою жизнь Джотто создал колоссальное количество творений и несмотря на то, что художники Возрождения затмили его значимость для массовой культуры, не стоит забывать, что своим величием они обязаны первопроходцу, отринувшему каноны ради реализма и развития искусства — Джотто ди Бондоне.

Автор: Никита Красноперов
За две недели свежий мультфильм гениального австралийского аниматора посмотрело почти полтора миллиона зрителей.
26 Апреля 2017
395
Femme Fatale как воплощение порока
21 Июня 2017
129
Пример того, как быть, а не казаться.
22 Апреля 2017
510
Мастер венецианского Возрождения.
Разделы:
09 Марта 2017
670