Разделы: Кино 
18 Мая 2016
1737

​Фильмы Вуди Аллена

Вуди Аллен считается «большим режиссером». Это предполагает, что он, как минимум, снимает «большое кино».

Но что такое большое кино?

Это кино, которое, помимо монтажа аудиовизуального ряда, выполняет основное назначение искусства — познает мир через художественный образ.

Отвечают ли этому требованию фильмы Аллена?

Не отвечают.



Вуди Аллен — это типичный интеллигент-невротик. И все его фильмы — не более, чем объективация собственного невроза. То, что принято называть расхожим термином «самовыражение».

Невроз — это диагноз и существует много различных его определений. Например, «заболевание нервной системы с неизвестной патологоанатомической основой». Есть и другой вариант: «состояние патологически измененной высшей нервной деятельности, являющееся следствием напряжения нервных процессов». Или даже «собственно психогенное заболевание». Всё это научные определения, но мы ограничимся рабочим и функциональным: невроз — это горе от ума.

Невротик, соответственно — это начитанный и страдающий от этой начитанности человек. Тот самый многознайка, который уму-разуму не научился.

Сказанное в полной мере характеризует как Аллена, так и его фильмы.



Невротический репертуар Аллена состоит из характерологических и фабульных инвариантов, образующих легкоузнаваемый «вудиалленовский» стиль.

Характеры:

Главный герой-умник, частенько производящий трагикомический эффект своей невписанностью в современные культурные коды (Айзек Дэвис, Гил Пендер, Борис Ельников, Эйб Лукас).  

Главная героиня-глупышка — как правило, полная противоположность Главного Героя. Он — мнителен, она — решительна; он руководствуется интеллектом, она — чутьем; он — депрессивный невротик, боящийся собственной тени, она — полная сил жизнерадостная авантюристка, и т. д. (Трейси, Мелоди Сент-Энн Селестин, Габриэль, Джилл Поллард).

Все остальные — большинство, на фоне которого еще ярче и резче разыгрывается драма Героя и Героини.

Фабула:

Герой, обуреваемый депрессивными настроениями и находящийся вследствие этого в конфликте с миром и самим собой, волею случая сталкивается с Героиней, которая внезапно вторгается в его невротическое пространство и не оставляет от него камня на камне.

Герой воспринимает это травматическое вторжение поначалу крайне негативно, однако со временем привыкает и все больше привязывается к Героине. Между ними завязываются отношения. Со стороны это выглядит как связь взрослого умудренного жизнью столичного интеллектуала и юной наивной неопытной провинциалки. В действительности же (и в этом соль алленовского юмора) всё ровно наоборот: он — инфантильный тюфяк, она — искренняя и живая, вносящая луч витального света в его темное царство невроза.

Дальше либо:

А) Героиня и преображенный Герой живут долго и счастливо;

Б) Все не так банально однозначно: отношения не продолжаются, имеют место какие-то нерешенные проблемы, однако, в общем и целом, Герой выносит из встречи с Героиней очень важный урок для себя. Начинает смотреть на мир шире и оптимистичнее. Короче говоря, Героиня в той или иной степени способствует деневротизации Героя.

Вот собственно и вся формальная рецептура фильмов Вуди Аллена.



В содержательном же плане чаще всего присутствуют:

 
  • Качественная игра актеров (Хоакин Феникс, Ларри Дэвид, Оуэн Уилсон, Марион Котийяр, Эмма Стоун и многие другие).
  • Интеллектуализированные диалоги (поминания Маркса, Фрейда, Хайдеггера, Канта, Тиллиха, Кьеркегора, Троллопа, Дали, Стайна и иже с ними). Надо отметить, что умничанье — немаловажный штрих алленовской манеры киноповествования.
  • Неожиданные сюжетные повороты (путешествие в прошлое, попытки суицида, интрижки, смена сексуальных ориентаций и пр.).
 
Резюмируя: Аллен — это интеллектуал-невротик, иронизирующий над неврозами интеллектуалов. И самый его излюбленный иронический прием — показать личностную несостоятельность главных героев-умников в сравнении с успехом главных-героинь глупышек. Чаще всего эти самые глупышки артикулируют банальности, произносят трюизмы, что поначалу вызывает лишь снобистскую насмешку интеллектуалов, однако впоследствии именно эти тривиальные постулаты здравого смысла и житейской мудрости оказываются намного жизнеспособнее, нежели изощренные умопостроения книжных червей.


Автор: Толстый Весельчак, Сoncepture
Один из столпов современного юмора.
15 Июня 2016
2325
Присущ ли насилию эстетизм?
Разделы:
31 января 2016
4758
Полтора часа визуальной медитации.
Разделы:
06 Июня 2016
1851
Это более эмоциональный опыт, нежели интеллектуальный.
Разделы:
21 Декабря 2015
2058
Эстет в режиссерском кресле.
Разделы:
22 Апреля 2016
2652
Аамир Хан и его волшебные фильмы.
Разделы:
21 Мая 2015
1806
Популярное авторское кино из России.
Разделы:
04 Февраля 2016
2606
Гениальный психопат.
Разделы:
18 Мая 2015
4549