Разделы: Кино  История  Другое 
15 Июня 2016
2146

​​Летающий цирк Монти Пайтона

«Monty Python» — это бесспорный культурный феномен, вихрем ворвавшийся в медийное пространство в 1969-м году и за полтора десятилетия не оставивший камня на камне от существовавших в то время рамок юмора. Современные юмористические шоу самим своим существованием обязаны авторам Монти Пайтона, которые буквально проторили дорогу на телеэкраны шутникам про всякое такое, о чем в приличном обществе даже думать не принято.

Иронично то, что создатели Монти Пайтона — как раз-таки выходцы из более чем приличного английского общества. Терри Джонс и Майкл Пейлин учились в Оксфорде, а Джон Клиз, Грэм Чепмен и Эрик Айдл — в Кембридже. Собственно, именно в университетские годы и начались их карьеры в качестве авторов и актеров, а местные студклубы стали местом знакомства. Единственным не-англичанином в коллективе был Терри Гиллиам, более известный сегодня как режиссер фильмов «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «12 обезьян». Но Гиллиам и ответственен был за анимационные вставки, не принимая активного участия в написании сценария и практически не появляясь на экране.


Слева направо: Эрик Айдл, Грэм Чепмэн, Майкл Пэлин, Джон Клиз, Терри Джонс, Терри Гиллиам

Студенческое увлечение у ребят быстро переросло в профессиональную деятельность. Все они были задействованы в качестве авторов в создании юмористических передач для английского ТВ. В 1969-м году руководство канала BBC, впечатленное работой Джона Клиза и Грэма Чемпмена над «The Frost Report» и «At Last the 1948 Show», предложило им создать новую программу. Клиз, в свою очередь, подключил к проекту Майкла Пейлина, с которым когда-то работал вместе над «How To Irritate People», а Пейлин привлек к работе своих соавторов Эрика Айдла и Терри Джонса, а также Терри Гиллиама, в качестве аниматора — все они в то время ждали начала съемок ночного шоу на ITV, но канал затягивал со стартом производства. Так и собрался авторский состав «Летающего цирка Монти Пайтона».

Название оказалось рожденным в результате компромисса между руководством канала и авторами. Присутствие слова «цирк» было желанием представителей канал, а «летающим» он стал с подачи уже пайтоновцев, которые хотели отдалиться от ассоциаций с обычным цирком. «Монти Пайтон» тоже является составным. Согласно легенде, «Монти» изначально возникло, как уменьшительно-ласкательное обращение к лорду Бернарду Монтгомери, предложенное Эриком Айдлом и очень забавлявшее всех членов труппы. «Пайтон» (питон) же возник по инициативе Джона Клиза, и должен был ассоциироваться с чем-то склизким и мерзким. Ну а вместе «Монти Пайтон» звучало, как имя очень плохого театрального агента. На том и порешили.



Всего в период с 69-го по 74-й годы на BBC вышло четыре сезона «Летающего цирка Монти Пайтона», вознесшие своих авторов на лавры «титанов юмористической мысли». Они, авторы, отказались от всех норм и канонов, а также оказались достаточно смелыми (при сознательном попустительстве руководства канала), чтобы обсмеивать ранее табуированные темы. В том числе и позволили себе произнести «shit» в эфире. И все это абсурдно, практически бесструктурно. То, что ранее казалось немыслимым, оказалось реализовано и буквально «вынесло мозг» современникам.

Однако к концу третьего сезона Джон Клиз счел идею исчерпанной, а потому в четвертом сезоне на экране не появлялся, хотя и выступал соавтором для сценария. К концу сезона к аналогичной мысли пришли и остальные участники коллектива. Телевизионный проект был свернут, но перерос в нечто более значительное — в формат полного метра. Полным составом «Монти Пайтон» создали 4 полнометражных фильма. Первый из них является сборником лучших телевизионных номеров, собранных для американского рынка, зато три другие были полностью самостоятельными картинами, степень «непозволительности» юмора которых находился на запредельном уровне.



«Монти Пайтон и Святой Грааль» вышел в 1975-м и был просто веселой, в меру абсурдной, в меру вульгарной и пародийной картиной, авторы которой, что называется, «угорали по полной». Резонанс от этого «угара» случился колоссальный. Но в своем следующем фильме пайтоновцы сконцентрировались на религиозной тематике — вышедшее в 79-м «Житие Брайана» стало наиболее «громкой» их работой. Кроме религии, в ней были высмеяны и многие другие тренды современности: повстанцы, нацисты, левые, правые и кто только не. Покровы были сорваны, публика негодовала, либо ликовала — равнодушных не было. Даже сегодня «Житие Брайана» выглядит актуально, пусть и не свежо.

В 83-м вышла последняя официальная полнометражная работа коллектива — «Смысл жизни по Монти Пайтон». Юмор стал чернее, вульгарнее и жестче. Появилось много пошлости, а уровень абсурда просто зашкаливал. По сути — этот фильм можно считать пятым сезоном сериала, сгруппированным в единый хронометраж. Ну а в 84-м все члены авторского коллектива приняли решение о начале сольных карьер, которые у них сложились по-разному и это уже несколько иная история.



Но чем же оказался «Монти Пайтон», если смотреть на него взглядом дня сегодняшнего? Очень похоже, что оксфордско-кембриджский юмор про всякое стал своеобразным тараном, пробившим окно Овертона для последующих поколений «юмористов». Вообще, юмор, являясь несущей частотой, позволяет очень эффективно манипулировать общественным сознанием. И масштабность произведенного «Монти Пайтон» эффекта, его тотальность и степень проникновения в массовую культуру, заставляют теперь задаться простым вопросом: а не было ли у талантливых и амбициозных молодых людей с прекрасным образованием и бунтарским нравом незаметных кураторов, которым было достаточно просто мягко направлять их карьеры в нужное русло, создавая условия для «естественного» возникновения подобного культурного феномена. Вопрос этот, конечно же, риторический.
 
Всепоглощающая тьма и густой туман…
11 Августа 2017
106
Оригинальное значение знака доллара США («$») остаётся предметом споров
03 Июля 2017
217
Призрачно реалистичные, эти замечательные портреты располагались над головами мумий и были созданы практически 2000 лет назад
10 Августа 2017
69
 Устрашающие сюжеты всегда присутствовали в изобразительном искусстве
28 Июня 2017
886
Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами художественных изысканий мастеров изобразительного искусства любой эпохи
08 Августа 2017
180
9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века
26 Июня 2017
256