Разделы: Художники 
09 Марта 2017
670

​Паоло Веронезе

Паоло Веронезе (Кальяри), родившийся в 1528 году в Венеции, по праву считается одним из величайших живописцев венецианской школы, наравне с Тицианом и Тинторетто. Наличие характерных для венецианской школы черт не исключает и неповторимую индивидуальность живописного стиля Веронезе. С характерной для гениев смелостью, художник сумел переосмыслить традиционные каноны и представить знакомые образы в новом свете.

Смелость взглядов художника коснулась, прежде всего, религиозной тематики. В его работах Иисус, апостолы и святые не просто помещены в современные для художника реалии — это был уже известный прием — но оказываются представлены, как живые люди, вместо образов, всем своим видом демонстрирующих духовное превосходство. Подобная смелость даже столкнула Паоло с инквизицией, узревшей ересь в его вариации на тему Тайной вечери, однако стороны сумели достичь компромисса.

Наставниками Веронезе были Антонио Бадиле, на дочери которого художник в итоге женился, и Джованни Франческо Карото — оба художника представляли живописную школу Вероны, влияние которой прослеживается на ранних работах Паоло.
 

Преображение Марии Магдалины, 1548.
 
В возрасте 23-х лет начинает получать заказы от знатных фамилий Венеции: семья Джустиниани пригласила художника для росписи стен церкви Сан-Франческо-делла-Винья, семья Соранцо наняла художника (а вместе с ним еще Джованни Баттисту Зелотти и Ансельмо Каннери) для росписи своей виллы под Тревизо. До нашего времени сохранились лишь фрагменты этих работ, но именно они, по мнению искусствоведов, сыграли важную роль в становлении репутации молодого художника.

Так, в 1552 году кардинал Эрколе Гонзага, двоюродный дед Гульельмо Гонзага, герцога Мантуи, заказал Веронезе алтарь для базилики Святого Петра — кафедрального собора Мантуи. Выполняя заказ, художник не упустил возможности изучить работы Джулио Романо, наиболее известного из учеников Рафаэля, одного из основоположников маньеризма.

В следующем году Паоло окончательно переезжает в Венецию, получив правительственный заказ на роспись потолков в Зале Совета Десяти (Sala dei Cosiglio dei Dieci) во Дворце Дожей. Затем он написал «историю Эстер» на потолке церкви Сан-Себастьяно. А в 1557 году Веронезе украсил фресками библиотеку Марциана, за что он был удостоен премии, присужденной Тицианом и Сансовино. Эти работы закрепили за Паоло репутацию настоящего мастера, выделив его имя среди венецианских современников.


 
Коронация Богородицы, 1555.
 
Во время перерыва в работе в Сан-Себастьяно, Веронезе украсил виллу семейства Барбаро в Мазере, великого архитектора Андреа Палладио. Прекрасно сработанные мифологические сюжеты фресок буквально лучились поэтическим вдохновением. Эти работы были призваны объединить культуру гуманизма с христианской духовностью. Заодно Веронезе написал и портреты некоторых представителей семьи Барбаро, после чего у художника не было недостатка в заказах на портреты для первых лиц республики.

Стоит заметить, что после завершения работ на вилле Барбаро художник встретился с ди Пьетро (настоящая фамилия Палладио, признаваемого одним из наиболее влиятельных архитекторов ever), и встречу эту современники характеризовали, как «триумф».


 
Портрет неизвестного мужчины (предположительно Даниеля Барбаро) и венецианки (La Bella Nani).
 
«Свадьба в Кане», написанная в 1562-63 годах, также была связана с Палладио. Работа была заказана монахами-бенедиктинцами для монастыря Сан-Джорджо-Маджоре (архитектором которого являлся Палладио), расположенного на небольшом острове напротив Собора Святого Марка, в Венеции. Спецификой заказа были огромный размер изображения (необходимо было покрыть 66 кв. м.) и обязательное качество используемых материалов (синяя краска и ее оттенки, к примеру, должны были содержать лазурит). Договором также было предусмотрено, что картина должна содержать как можно больше рисунков (в результате на ней оказались портреты Тициана и Тинторетто, а также автопортрет самого Веронезе).
 

Свадьба в Кане, 1563.
 
Другой шедевр Веронезе — «Семейство Дария перед Александром». Картина отражает сцену, описанную у различных греческих, а позже и римских историков: Александр Македонский отпускает жену, дочерей и мать Дария III, после разгрома последнего в битве при Иссе. Что характерно, сцена носит ироничный и юмористический характер — мать Дария, Сисигамбис, преклоняет колено перед Гефестионом, перепутав его с Александром, но последний, понимая ее ошибку, переводит все в шутку.

По легенде, картина была написана Веронезе тайком, во время его отдыха в гостях семейства Пизани в их фамильной вилле. Он оставил полотно под кроватью в своей комнате, в знак благодарности хозяевам. Распространению данной легенды способствовал Гёте, посещавший в 1786 Венецию, гостивший в Палаццо Пизани-Моретта и вспоминавший после о данном полотне и истории его возникновения.
 

Семья Дария перед Александром, 1570.
 
Было также увековечено и удивительно счастливое морское сражение при Лепанто, в ходе которого в 1571 году флот объединенной Священной лиги разгромил османскую флотилию в Патрасском заливе у мыса Скрофа. Сегодня существует мнение, что чудесная победа европейцев — заслуга стихии — незадолго до сражения состоялось извержение вулкана Санторин, последствия которого и «покарали» сарацин, что образно изображено в виде помощи небесного воинства.


Битва при Лепанто, 1572.
 
Самой известной работой Паоло Веронезе является «Пир в доме Левия», изначально именовавшаяся «Тайная вечеря». Однако вольная трактовка обстановки и деталей композиции, присутствие не отмеченных в каноничных источниках действующих лиц — все это заинтересовало инквизицию, представители которой вежливо поинтересовались, не еретик ли Паоло часом? Но, благо, итальянская инквизиция действовала не так жестко, как испанская, а у самого художника к тому времени было достаточно покровителей из числа представителей политической, религиозной и экономической элиты. Так что суд состоялся более-менее честный, художник объяснил все элементы, присутствующие на полотне, а компромиссом стало переименование картины в «Пир в доме Левия».


 
Пир в доме Левия, 1573.
 
Будучи не только большого таланта, но и великого мастерства живописцем, желая сохранить свои полотна в веках, Паоло Веронезе много экспериментировал с грунтами, стремясь совершенству — благодаря этому и по сей день удивительные цвета его картин радуют глаз. Эмоциональностью своих картин художник снискал славу предвестника импрессионистов.

А если копнуть еще чуть глубже, то выяснится, что представители различных теософских обществ почитают Паоло Веронезе, как Павла Венецианца — последнюю известную инкарнацию великого Учителя Света, многие тысячелетия ведущего деятельность во благо развития творческого потенциала человечества. Павел Венецианец, кроме прочего, под именем Флорентиец присутствует в известном оккультном труде К. Антаровой «Две жизни». Однако тут уже мы вновь ступаем на шаткую стезю тайн, домыслов и догадок, а Паоло Веронезе — личность историческая, оставившая в наследие множество прекрасных полотен, трудами вписав свое имя в историю мировой культуры.
 

Поклонение волхвов, 1573.
За две недели свежий мультфильм гениального австралийского аниматора посмотрело почти полтора миллиона зрителей.
26 Апреля 2017
396
Femme Fatale как воплощение порока
21 Июня 2017
129
Пример того, как быть, а не казаться.
22 Апреля 2017
510
Духовное видение через живопись.
Разделы:
28 Февраля 2017
981