20 Марта 2014
4707

Пляски Смерти

Мы неоднократно говорили о вечном противостоянии Эроса и Танатоса и его роли в мировом искусстве. И если с эросом или любовью все ясно, она являет собой тот символ, что будет вечно привлекать и манить все наше естество, то вот смерть, как антагонист любви в сюжете жизни, подробного рассмотрения еще не обрела. И дабы не обижать ее костлявое величество, сегодняшняя статья будет посвящена одному из самых популярных сюжетов в истории искусства — Пляске Смерти.



Если мир — это театральная пьеса, то мы в ней, господа, отнюдь не главные персонажи, мы вовсе не творим конфликт, мы его наблюдаем и следуем ему. Герои картины — это жизнь и смерть, они творят конфликт, заводят механизм сюжета мирового бытия. А потому, всякий, кто ценит и восхваляет жизнь, должен помнить о ее непостоянстве. 


Дж. Сольдермеер «Танец Смерти»

Сюжет «Пляска Смерти» — обрел свое истинное, зловещее лицо к периоду зрелого Средневековья. И оно не удивительно, чума косила ряды из года в год. Образы танцующих скелетов, время от времени, появляются на картинах, фресках, гравюрах и даже церковных витражах. Таким нетривиальным способом, напуганная непостоянством и жуткими реалиями — чернь открещивается от всего этого ужаса, дабы оградить себя, хотя бы ментально, от осознания тщетности бытия. Средневековая культура пропагандирует образ смерти, притом являет его не в самом наилучшем образе. Религиозная культура изображает только ее негативную сторону в лице ужасаи страха, которые сеет макабр, но намеренно не указывает на величайшую благодетель, которую она дает.
 

Фреска в Ораторио деи Дишиплини город Клузоне
 
Страх и трепет, покорность и мнимое спасение — влиятельные рычаги управления.Так повелось, что для большинства создают демо-версию глубинной идеи, дабы процесс усвоения не закончился расстройством. Двоякий образ обычно порождает в умах смуту, а трудность и необъяснимость его, заставляют человека размышлять, что существенно отвлекает от жизни. Большинству, как известно, этого не нужно, гораздо проще и эффективнее успокоить себя одним, но зато всеобъясняющим сюжетом. 


Филипп де Шампань «Суета сует»

Если говорить об эволюции изображения, то к периоду Возрождения, смерть не то что бы упускается в сюжете, но несколько перефразируется. Особенно это свойственно южной живописи, в ней уже не зияют голые кости и плоть, а красуется гармоничное человеческое тело и ангельские крылья. Барокко же отличился аллегорическими натюрмортами — ванитас, композиционным центром которого являлся человеческий череп и всевозможные художественные образы, символизирующие суету сует. 


Альфред Рэтель «Пляска смерти»
 
Во времена романтизма и в пост-романтических культурных движениях, смерть снова обретает свое многообразное естество. Ее изображают на средневековый манер — в виде скелета, но к нему добавляют философский налет задумчивости и меланхоличности. Мы помним, что в период романтизма меланхолия была возведена в культ поклонения, а потому смерть, почитаема теперь не просто как образ внушающий страх, а как нечто, что является частью жизни образующего процесса.


Альбрехт Дюрер «Всадники Апокалипсиса»

И сколько бы воплощений не имел этот образ, идея всегда будет одной — жизнь тлен, смерть неизбежна. И это не плохо, порой не стоит сгущать краски. Посудите сами, не будь смерти, бесконечная жизнь, в своем однообразии, стала бы большей пыткой, нежели мысль о предстоящей неизвестности. Просто в искусстве, знаете ли, позволительно гиперболизировать один из образов, дабы подчеркнуть второй. Таков наш мир, точнее таковы именно мы, человек не способен заметить белое, не противопоставив его с черным. Дуализм заложен в нас изначально — это природно и естественно.

Не стремитесь что-либо постичь досконально, а наслаждайтесь самим процессом постижения.
 
Австралийский художник Майк Парр устроил экстравагантный перфоманс во имя высокого.
Разделы:
11 Июля 2018
1322
Подборка старых и новых концептуальных изображений.
09 Марта 2018
3392
Легендарный британский инкогнито художник отметился в столице Франции, украсив стены своими работами.
Разделы:
10 Июля 2018
1439
В телеграм канале Арт-Ланч появилась новая рубка, которая призвана ознакомить читателей с манифестами художников. Для начала автор предлагает к ознакомлению манифест Василия Кандинского
Разделы:
05 Марта 2018
2406
Мистицизм вокруг полотен - распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
Разделы:
08 Июня 2018
7120
Искусство – это сочетание материального и идеального, существующие вне времени, а мода постоянно видоизменяется, что провоцирует мысль, об отсутствие в ней истинны и понимания вечного идеала красоты. Кто на кого влияет, и кто в нашем культурном мире преобладает? Попробуем найти ответы вместе.
31 января 2018
2010
Телеграм канал Арт-Ланч делится с нами размышлениями о высоком. Предлагаем ознакомиться с двумя тематическими картинами: «Степь. Нива» и «Бабушкин сад (усадьба в Пущино)».
Разделы:
20 Марта 2018
1193
Уильям Блейк – художник, который получал свое вдохновение и идеи в галлюцинациях и видениях. Вполне естественно, что при жизни его считали сумасшедшим. Его мистические и библейские образы поражают, иногда даже пугают. Взгляд Уильяма на Библию и мироустройство нетривиален. Однозначно, это художник, творчество которого стоит узнать ближе.
Разделы:
16 января 2018
2723