10 Августа 2017
69

​Портреты-мумии: краткий экскурс в визуальную историю моды римского Египта

Призрачно реалистичные, эти замечательные портреты располагались над головами мумий и были созданы практически 2000 лет назад. Они представляют огромную ценность для истории искусства, а также антропологии, так как являются очень натуралистичными по своей манере исполнения, что, собственно, может многое поведать нам о тех временах.

Данные изображения являются одними из самых прекрасных портретов, которые сохранились с древности до наших дней. Они дают нам отличную возможность узнать больше о римско-египетских погребальных обрядах, а также отследить модные тенденции, доминирующие в обществе І—ІІІ в.в. н.э.

Согласно верованиям древних египтян, душа умершего стремится к вечной жизни в царстве Осириса – бога Загробного мира и Судьи душ усопших. Для того, чтобы стремление духа покойного было исполнено, его тело необходимо было сохранить — таким образом усопший получал вечную жизнь.

Традиция мумифицирования тел, как бы удивительно это не звучало, была популярна в Египте на протяжении нескольких веков во времена Римской империи. Однако в некоторых регионах она несколько видоизменилась: вместо того, чтобы помещать тело в антропоморфный саркофаг из глины, дерева или камня, покойного заворачивали в белую льняную ткань, а над головой помещали его деревянный портрет, который был исполнен в очень натуралистичной манере. Как утверждают египтологи и икусствоведы, такие портреты заменяли погребальные маски древних египтян.



Согласно одному из исследований, изначально данные портреты висели в домах родственников умершего и лишь спустя некоторое время помещались над мумией. Другое предположение гласит, что сами портреты писались незадолго до смерти человека, а затем, уже после смерти, они становились своеобразным дополнением к похоронной процессии, которая проводилась прежде чем тело попадало к бальзамировщику. Сама процессия представляла собой погребальное шествие вокруг всего города.

Данные портреты носят названия портреты Фаюма или Фаюмские портреты, поскольку большая их часть была найдена в среднем Египте неподалеку от особняка Фаюм. Тем не менее, практика написания таких портретов была распространена и в других частях Египта, что говорит о ее широком распространении. Об этом свидетельствуют многочисленные находки такого рода артефактов по всей территории страны.



Женский портрет, размещенный выше, датируется ІІ веком нашей эры, а именно периодом правления Адриана. Данное заключение было сделано на основе анализа прически и ювелирных украшений, изображенных на женщине. Однако ожерелье с лунулой было более популярным в І веке н.э.. Этот факт дает основание полагать, что оно являлось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение по наследству.

Кроме того, примечательным является и то, что анализ картин по прическам, нарядам и украшениям позволяет ученым более точно датировать время создания того или иного портрета. В некоторых случаях удается установить период написания с точностью до десятилетия.

Такая возможность появилась благодаря сравнению с подобными находками в других регионах Империи, поскольку даже в отдаленных провинциях общество стремилось подражать предпочтениям членов императорских семей.
 
В подавляющем большинстве данные портреты изображают молодых людей в расцвете сил, а КТ-сканирование мумий подтверждает относительно молодой возраст умерших, что указывает на достаточно низкую продолжительность жизни человека древнего мира.



Озабоченное выражение лица и неопрятные волосы мужчины на портрете выше говорят о том, что он вполне мог бы быть солдатом. Подобно предыдущему женскому портрету, данный портрет можно отнести к адрианскому периоду в истории римского Египта. Такой вывод можно сделать на основании характерной для того времени прически, а также щетины, которая была очень популярна среди мужчин этой эпохи.

Кроме того, портреты Фаюма были неисчерпаемым источником вдохновения для художников-модернистов: Пикассо, как известно, очень увлекался и тщательно изучал их в Лувре.

Пабло Пикассо
«Buste d’homme» («Мужской бюст»),1907

«Buste d’homme», написанный в 1907 году, имеет очень большое сходство с Фаюмскими портретами – огромные ярко выраженные глаза, белые одежды, цветовая палитра – все это указывает на то, что Пикассо был очень увлечен греко-римским периодом Египта.

В творчестве Фриды Кало также прослеживаются определенные коннотации с эстетикой Фаюма.

Фрида Кало
«Автопортрет с кудрявыми волосами», 1935

Ее специфическая прическа на «Автопортрете с кудрявыми волосами», характерная для египтянок ІІ в. н.э., а также аутентичные украшения подтверждают факт того, что художница была неравнодушна погребальным портретам греко-римского Египта.
Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами художественных изысканий мастеров изобразительного искусства любой эпохи
08 Августа 2017
181
Польскому сюрреалисту Здзиславу Бексиньскому удалось соединить на своих полотнах отчаяние, распад и ужас с красотой и трепетом
Разделы:
27 Июня 2017
421
9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века
26 Июня 2017
256
Оригинальное значение знака доллара США («$») остаётся предметом споров
03 Июля 2017
217
Считаете, что изображение собаки на картине ничего не означает? Как бы ни так!
23 Июня 2017
616
 Устрашающие сюжеты всегда присутствовали в изобразительном искусстве
28 Июня 2017
886