Разделы: Художники  История 
23 Июня 2017
453

​Расшифровка образов животных в истории искусства: от бессмертных павлинов до страстных кроликов

Считаете, что изображение собаки на картине ничего не означает? Как бы ни так! В особенности это касается западноевропейского искусства, где обычный собачий клык может иметь множество интерпретаций, начиная от верности, преданности, и заканчивая предательством и искушением.

Несмотря на то, что такой разбег толкований может ввести реципиента в заблуждение, они, в свою очередь, свидетельствуют о богатой истории животной символики в западном искусстве.

Изображение животных, как реальных, так и мифических, восходит еще к эпохе классической Античности (IV в. до н. э. — II в. н. э). В ХІІ веке н.э. средневековые ученые сформулировали так называемый «Бестиарий» — иллюстрированный сборник зоологической тематики, в котором были представлены описания различных существ, как реальных, так и вымышленных. Авторы сопрягали образы животных с религией и моралью, расшифровывая их как знаки и символы.

В эпоху Возрождения художники, в числе которых Леонардо да Винчи, создавали собственные версии «Бестиария». В XVI веке венецианские мастера, такие как Тициан, продолжили эту традицию, создавая собственные полотна, на которых изображены животные, несущие символическое значение.

Мы выделили семь основных животных, которые наиболее часто встречаются в работах великих художников. Какой же смысл несут в себе их образы, которые нередко становятся героями картин известнейших художников?

Горностай
 
Шерсть этого животного в зимний период меняет свой цвет с коричневого на белый. Как гласит поверье, если горностай испачкает свою белоснежную шубку, то сразу же погибнет. Именно этот факт сделал животное главным символом чистоты (а в некоторых случаях и справедливости).

На знаменитом полотне Уильяма Сегара «Елизавета I. Портрет с горностаем» это животное играет немаловажную роль, еще больше подчеркивая целомудренность последней представительницы династии Тюдоров. Напомним, что она, будучи еще совсем юной, приняла обет безбрачия и не нарушала его до конца своих дней.

«Елизавета I. Портрет с горностаем»
Уильям Сегар, 1585

 
Однако более спорным является изображение горностая на полотне Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Считается, что моделью для художника послужила любовница Людовика Сфорцы — Чечилия Галлерани.

«Дама с горностаем»
Леонардо да Винчи, 1489—1490

 
В 1488 году горностай стал личным геральдическим животным Людовико. По предположениям многих искусствоведов, изображение горностая на полотне да Винчи было прямой отсылкой к тому, что Чечилия является фавориткой герцога.

Собака
 
Собака не всегда была лучшим другом человека, по крайней мере, в искусстве. Начиная с Античности классического периода и до эпохи Ренессанса, символическое значение собаки на полотне трансформировалось и приобретало совершенно разную смысловую нагрузку: от бдительности, верности, преданности и мудрости до гнева, разврата и скупости.

Тициан в своем полотне «Тайная вечеря» использовал средневековую интерпретацию собаки, как символа лицемерия. Мастер объединяет ее с Иудой, чтобы еще больше привлечь внимание зрителя к злополучной сцене предательства.

«Тайная вечеря»
Тициан, 1542—1544

 
Однако в эпоху Ренессанса символ собаки был наделен более мягким смыслом: преданностью, как в картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», а также соблазном, исходящим от женщины.

«Портрет четы Арнольфини»
Ян ван Эйк, 1434

Кролик
 
Из-за того, что кролик по своей природе обладает небывалой плодовитостью, его изображение на картинах обычно символизировало похотливый характер героя.

Сам по себе, он часто сопровождает Венеру — богиню любви — на полотнах творцов эпохи Возрождения. На множестве картин Тициана, которые носят эротический характер, встречаются пары кроликов или оленей.

«Мадонна с кроликом»
​Тициан, 1525—1530

 
Однако кролик у ног Девы Марии считался победой над сексуальными желаниями. Также существовал миф, что кролики могут размножаться без партнера, который, в свою очередь, привел к другой интерпретации: животное на картине означало девственное зачатие и целомудрие в целом.

Щегол
 
Согласно библейской легенде, в момент, когда Иисус поднял свой крест, щегол набросился на него и вырвал из его венка шип. Капля крови Спасителя упала на перья птицы — с тех пор у щеглов красное оперение. Эта история, а также тот факт, что щеглы принимают в пищу чертополох и шипы, связывают этих птиц со Страстями Христовыми в искусстве эпохи Возрождения. Например, работа Рафаэля «Мадонна со щеглом» изображает Иоанна Крестителя, показывающего Иисусу птичку-щегла как знак его будущего распятия.

Мадонна со щеглом
Рафаэль, 1505—1506

 
В более широком плане, птицы в христианском искусстве символизировали душу.

Обезьяна
 
Несмотря на то, что в раннем Средневековье христиане считали обезьяну символом дьявола, этот негативный оттенок впоследствии был упразднен. В средневековом и ренессансном искусстве обезьян часто рассматривали как олицетворение человеческих пороков.

«Возвращение блудного сына»
Симон де Вос, 1641

 
Например, животное, держащее яблоко в лапе, означало падение человека, в то время, как закованная обезьяна символизировала людей, обремененных земными, профанными желаниями.

Попугай
 
С его необычной способностью подражать человеческому голосу, попугай зачастую символизировал красноречие. Как раз именно это значение и пытался передать немецкий художник XVII века Хендрик Мартенс Сорг в портрете человека, который, по всей видимости, был протестантским проповедником или теологом.

«Портрет неизвестного»
Хендрик Мартенс Сорг, 1663

 
Кроме того, с этой необычной птицей есть и другие коннотации, в частности — Непорочное зачатие и Дева Мария. Часто попугай изображается на полотнах вместе с Мадонной и младенцем, что еще больше усиливает его связь со священным материнством.

Павлин
 
Эта прекрасная птица стала символом бессмертия в христианском искусстве. Связано это с верованием о том, что ее плоть никогда не разлагалась. Ее можно найти включенной во множество сюжетов картин эпохи Ренессанса, как напоминание о Воскресении Христа и, следовательно, вечной жизни.

«Поклонение волхвов»
Анжелико и Филиппо Липпи, 1440—1460

 
Однако павлинья особенность – распускать свой яркий хвост — также ассоциировалась с гордыней и тщеславием. Но в этом смысле павлина редко изображали на полотнах того времени.
9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века
26 Июня 2017
174
Оригинальное значение знака доллара США («$») остаётся предметом споров
03 Июля 2017
128
 Устрашающие сюжеты всегда присутствовали в изобразительном искусстве
28 Июня 2017
552
Femme Fatale как воплощение порока
21 Июня 2017
439
Польскому сюрреалисту Здзиславу Бексиньскому удалось соединить на своих полотнах отчаяние, распад и ужас с красотой и трепетом
Разделы:
27 Июня 2017
281