05 Марта 2014
4830

Синдром Бэтмена

«Cogito, ergo sum». Или как Бэтмен застрял в Декартовских плоскостях. 

Думаю, следовательно, существую. Мы суть всех вещей, значит все хорошее, и все плохое — это проекция нашего разума. О том, что общего у этой фразы с человеком летучей мышью, мы сегодня и постараемся разобраться. Герой сегодняшнего рассмотрения Брюс Уэйн, или более известный как Бэтмен, и все то, что определяет суть его бытия. Кто он, герой или злодей? И нужен ли нам герой, который не может быть злодеем? 



История становления образа достаточно велика, но сюжет, который мы посчитали самым основополагающим и суть объясняющим, проявился в комиксе — «Бэтмен: Лечебница Аркхэм» Гранта Моррисона и Дэйва МакКина. Помимо действительно глубоких идей, сокрытых в темные просторы этих страниц, следует отметить и великолепный стиль, в котором была выполнена графическая новелла. 



К слову, образ Бэтмена можно отметить, как новую эволюционную ступень развития «героичности» в американском комиксе. Ведь персонаж отныне не просто кристальное и чистое воплощение какой-то одной идеи. Бэтмен стал полноценным литературным героем, который повдергнут душевным терзаниям, способен к размышлению над тем, что есть добро, а что зло, где здравый смысл, а где безумие. По сути, это более глубокое понимание природы вещей, чем воплощение образа, скажем, в одном лице.



Образ Бэтмена ознаменовал приход нового типа конфликта, который был построен больше на внутреннем противостоянии, нежели на внешнем. Именно поэтому, в большей степени, все антагонисты бэтменовской саги зачастую являются людьми с психическими отклонениями. Они манипулируют не внешним превосходством, их сила, подобна Троянскому коню, находит брешь и проникает в саму суть человеческого сознания. Создание врага изнутри, пожалуй, самый коварный и действенный метод поражения.



Бэтмен — герой, который творит сюжет без фабулы, в том смысле, что конфликты, которые рождаются внутри его сознания, гораздо важнее и интереснее, нежели его внешние противостояния. Даже злодеи не имеют какой-то явно откровенной злобы. Чего стоит только Двуликий, его имя уже и само за себя все говорит. Этот мир, всего лишь театральная сцена, цирк и абсурд — вот что говорят нам эти образы. Смысл вещей мы определяем сами. Героев, следовательно, тоже выбираем самостоятельно.



Если подойти к рассмотрению каждого элемента этой графической новеллы вплотную, то мы найдем в ней целый ряд аллюзий на баблейские сюжеты. Соединение абсолютно не сочетаемых вещей в добром, старом стиле театра абсурда, поднимает планку этого графического произведения на уровень настоящего философского труда.



Помимо откровенных ссылок на святых и литературных героев связанных с религиозно-мистическими сюжетами Средних веков. А так же частого упоминания такого, известного своим двояким восприятием реальности, литературного произведения как «Алиса в Стране Чудес», безусловно, является прямым указанием на физико-математические теории объяснения мира. Внимательным зрителем будет замечено упоминания того же Евклидового пространства. К слову, Льюис Кэрролл, автор выше упомянутого литературного шедевра, был в первую очередь математиком, и очень хорошо понимал не только двоякость этого мира, а и многообразие миров вообще. 



В тексте, так же, много отсылок к современным формированиям теории «параллельных вселенных». Присутсвет и альтернативное объяснение многообразия миров, заключенное в теории о том, что мир — это проекция нашего разума, в силу феноменальных способностей нашего мозга. А что если мы тоже проекция чьего-то мозга, только более могучего?



Главной ошибкой Бэтмена, которая в конце для него станет явной, заключается в том, что он изначально начал борьбу против физических воплощений злодейства. Казалось бы, он пошел по стандартному и адекватному пути. Но мы то ведь понимаем, что адекватность и нормальность определяется не большинством, а только нашим собственным осознанием этого. Именно потому, победа над злом была невозможна, так как оно, т.е. зло, как таковое, было произведением самого героя, просто заранее существовало в его голове, как штамп.



Автор как бы говорит нам, не спеши вставать на борьбу со злом, победи в первую очередь зло внутри себя. Тут и буддийское мировоззрение, и образы невыносимости бытия экзистенциальных философов, и старые добрые ницшеанские пародии христианской морали. В целом, достаточно элементов, для долгих размышлений.



Теперь, вы можете с полной уверенностью противостоять некомпетентным аргументам о неполноценности этого героя. Безусловно, таким фразам из рода о том, что Супермен вашему Бэтмену придавал вращательных движении вокруг своей оси, посредством силы своего лазерного зрения, и прочих космических достоинств, адекватно противостоять сложно. Но невзначай заметить, что образность героического альтер-эго Брюса Уэйна, гораздо проникновеннее и глубже, с точки зрения хотя бы философских идей заложенных в него — это теперь в вашей власти.
Австралийский художник Майк Парр устроил экстравагантный перфоманс во имя высокого.
Разделы:
11 Июля 2018
743
Подборка старых и новых концептуальных изображений.
09 Марта 2018
2305
Легендарный британский инкогнито художник отметился в столице Франции, украсив стены своими работами.
Разделы:
10 Июля 2018
623
В телеграм канале Арт-Ланч появилась новая рубка, которая призвана ознакомить читателей с манифестами художников. Для начала автор предлагает к ознакомлению манифест Василия Кандинского
Разделы:
05 Марта 2018
1406
Мистицизм вокруг полотен - распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
Разделы:
08 Июня 2018
4069
Искусство – это сочетание материального и идеального, существующие вне времени, а мода постоянно видоизменяется, что провоцирует мысль, об отсутствие в ней истинны и понимания вечного идеала красоты. Кто на кого влияет, и кто в нашем культурном мире преобладает? Попробуем найти ответы вместе.
31 января 2018
1537
Телеграм канал Арт-Ланч делится с нами размышлениями о высоком. Предлагаем ознакомиться с двумя тематическими картинами: «Степь. Нива» и «Бабушкин сад (усадьба в Пущино)».
Разделы:
20 Марта 2018
868
Уильям Блейк – художник, который получал свое вдохновение и идеи в галлюцинациях и видениях. Вполне естественно, что при жизни его считали сумасшедшим. Его мистические и библейские образы поражают, иногда даже пугают. Взгляд Уильяма на Библию и мироустройство нетривиален. Однозначно, это художник, творчество которого стоит узнать ближе.
Разделы:
16 января 2018
1872