Разделы: Художники 
02 Августа 2016
2773

Здзислав Бексиньский

«Значение для меня ничего не значит. Мне не интересен символизм. Я пишу, что пишу, не раздумывая о смысле.»

Зджислав (или Здзислав) Бексиньский — известный польский художник, к творчеству которого мы уже обращались в материале «​Инь и Ян сюрреализма в польской живописи XX века». Однако в нашем сообществе мы каждый раз сталкиваемся с настоящим ажиотажем, публикуя работы польского мастера, а потому было решено посвятить Здзиславу отдельный материал.



Биографические сведения о художнике не блещут подробностями и достаточно широко растиражированы. Родился Здзислав на юге Польши, в городке в Санок в 1929-м году. О детстве и юности информации в широком доступе нет. После школы переехал в Краков, где окончил факультет архитектуры местного политеха. По специальности он работать не пошел, поскольку архитектура — это коллективная работа, а сам художник испытывал радость творения, лишь работая в одиночку, о чем сам вспоминал позже.

Однако в социалистической Польше быть индивидуалистом и при этом зарабатывать себе на пропитание (не имея известного имени) не получалось, а потому какое-то время Бексиньский проработал на стройках в Кракове и Жешуве. Потом — в дизайнерском бюро автозавода Autosan в родном Саноке. В это время он увлекся фотографией. В его фотографиях серая реальность была крепко замешана с сюрреализмом; проскакивали нотки эротизма и даже активно популяризируемого ныне садомазохизма — одна из самых популярных работ Бексиньского носит название «Корсет садиста», но мы ее вам не покажем.

К слову, своим работам художник названий не давал, так что упомянутая выше фотография — редкое исключение.



Однако увлечение фотографией быстро «отпустило» Здзислава — ее изобразительных возможностей ему было недостаточно. Последовал короткий период увлечения скульптурой — Бексиньский создал серию рельефов из металла в духе авангардизма того времени. Но и скульптура оказалась недостаточно универсальным средством выражения, дабы позволить художнику спроецировать свое безудержное воображение в окружающее пространство.

Было бы неверным сказать, что творчество Зджислава разбито строго на периоды. Уже во время своих экспериментов с фотографией он параллельно занимался живописью, пробуя свои силы в экспрессионизме. В середине 60-х он взялся за живопись уже всерьез. Рисовал Бексиньский много, абсолютно плюя на мнение современников о том, «как правильно».

«Никогда еще мне не удалось ни написать, ни нарисовать того, чего я по-настоящему хотел. Всегда выходило и выходит что-то другое. К счастью, зритель об этом не знает.»



Красота — понятие относительное. Рисунки середины-конца 60-хх — достаточно мрачные, абстрактные картины, с небольшими вкраплениями эротизма. По-видимому, в подобных работах нашли свое отражение трудовые будни художника, серость и беспросветность того общества, в котором ему приходилось жить и творить. Впрочем, первый успех на художественном поприще ознаменовал конец заводской деятельности Бексиньского — его просто уволили, но вряд ли он сильно горевал по этому поводу.

В становлении Бексиньского, как художника, ему очень помогли Богуцкие, в галерее которых прошли его первые выставки. Их знакомство произошло еще в пору увлечения Зджислава фотографией, а позже, именно Богуцкие старались всячески лансировать творчество художника, в чем преуспели, хотя по воспоминаниям самого Здзислава — жутко с ним намучались. Дело в том, что он был одержим своими картинами и питал ненависть к выставкам, боясь, что его работы могут быть повреждены. Навязчивые идеи со временем прошли, а вот нелюбовь к выставкам (как своим, так и чужим) осталась с ним до самой смерти.


В 77-м художник переехал вместе с семьей в Варшаву, но прежде — просто сжег некоторые свои работы.

Период с конца 1960-х до середины 1980-х сам художник характеризовал, как «фантастический». Стоит отметить, что все свои работы Бексиньский делил по манере исполнения на «барочные» и «готические» — в первых во главе угла было наполнение, а во вторых — форма. Но, возвращаясь к работам «фантастического» периода — в них царствовал сюрреалистичный мрак, который иначе как темной изнанкой нашего мира просто не назвать. Инфернальные ландшафты, кошмарные фигуры и зловещая сверхъестественная архитектура — все это чем-то отдаленно напоминает ад в представлении создателей фильма «Константин: Повелитель тьмы».
0/0

Именно работы «фантастического» периода и принесли Зджиславу наибольшую популярность. В 1984-м году он начал сотрудничать с парижским арт-дилером Петром Дмоховским, который в течении многих лет продвигал его работы. В конце 80-х работы Бексиньского стали популярны в Западной Европе, Японии и США.

«В своих картинах я никогда не использую какие-либо значения. Я наивно пишу их, как будто бы я фотографирую свои сны.»



Впрочем, художник никогда не стоял на месте, постоянно развиваясь. Так что вслед «фантастическому» пришел «готический» период. На картинах того времени художник изображал искаженные фигуры и отдельные части тел, создающие специфическую пластическую гармонию. Кроме того, в 1990-х появилась компьютерные средства обработки изображений, так что Бексиньский получил инструменты для реализации своей давней мечты — создания сюрреалистических версий собственных фотографий. Таким образом, творческий путь привел художника к самому первому его увлечению — фотографии.

Последние годы жизни Зджислава Бексиньского были трагичными. В 1998-м от рака умерла его жена Зофья, с которой они вместе жили в Варшаве с 1977-го года. А год спустя, аккурат на сочельник, совершил самоубийство его сын Томаш. Трагичной оказалась смерть и самого художника — он был убит 19-летним сыном своей домработницы. По официальной версии — юноша «отомстил» 75-летнему Зджиславу за отказ дать денег взаймы. Право, у Жизни своеобразное чувство юмора.



После смерти Бексиньского в невадской пустыне Блэк-Рок группа авторов установила крест в память о нем. А в 2012-м году в отреставрированном доме Бексиньских была открыта галерея работ художника — эту экспозицию открывала министр регионального развития Польши Елизавета Бенковска.

Культурное влияние творчества Зджислава Бексиньского вообще трудно переоценить. Различные «металлические» группы считают честью «одолжить» на обложку фрагмент его работы. А среди почитателей творчества польского художника немало известных личностей, например, режиссер Гильермо дель Торо. Вдохновлялись его творчеством и разработчики игры «Tormentum». А в 2016-м году на экраны должен выйти фильм «Последняя семья» / «Ostatnia Rodzina», посвященный жизни художника после 1977-го года.



Резюмируя, можно сказать, что с одной стороны, Зджислав Бексиньский — традиционный художник, творчество которого можно отнести к сюрреализму, экспрессионизму, а при желании, особенно ранние работы — к кубизму. Даже работал он традиционно — его картины в основном созданы с использованием масляных красок на оргалитовых панелях, которые он готовил к работе сам. С другой стороны — многие ли современные художники могут похвалиться такой же «народной» любовью, которая сопутствовала творчеству Бексиньского, и в последние годы лишь усиливается? Не многие. И дело тут в совершенно самобытном, но в то же время пугающе понятном видении мира. Видении, которое вроде бы фантастично и вместе с тем — до боли узнаваемо. Видение, которое в определенной мере соотносится с апокалиптическими произведениями Босха, хотя сам Бексиньский возражал против сравнений с Босхом (вместе с тем замечая, что был сильно впечатлен «Островом мертвых» Арнольда Бёклина). Он отмечал собственную тягу к болезненности, в духе Томаса Манна. Его скромность, доброта и некая отчужденность в реальной жизни резко контрастировали с создаваемым им угрюмым, маниакально детализированным, с прожилками эротизма и религиозно-мистическими символами, полным устрашающих аллюзий художественным пространством. И тем не менее, все это не только пугает нас, но и вдохновляет, провоцирует вести дискуссии; заставляет искать смысл там, где его нет.

«С самого начала я просто старался писать красивые картины. Бессмысленно спрашивать у меня, что они означают. Я сам этого не знаю. Более того, мне совершенно не интересно это знать.»



P. S. Творчество художника в максимальном объеме, да еще и разбитое на периоды, вы найдете тут.
Призрачно реалистичные, эти замечательные портреты располагались над головами мумий и были созданы практически 2000 лет назад
10 Августа 2017
69
Польскому сюрреалисту Здзиславу Бексиньскому удалось соединить на своих полотнах отчаяние, распад и ужас с красотой и трепетом
Разделы:
27 Июня 2017
421
Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами художественных изысканий мастеров изобразительного искусства любой эпохи
08 Августа 2017
180
9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века
26 Июня 2017
256
 Устрашающие сюжеты всегда присутствовали в изобразительном искусстве
28 Июня 2017
886