Разделы: Художники 
11 Июня 2015
5439

​Жак Калло

Трагикомедия и ощущение царящей в обществе дисгармонии, социальное неравенство и театральность происходящего — эти, и многие другие трудносовместимые, казалось бы, качества встречаются и оказываются воплощенными в работах гравера Жака Калло (около 1592—1635), которого, благодаря мастерству и необычной подаче остросоциальных, животрепещущих тем, принято считать одним из самых оригинальных рисовальщиков Франции.

Но если быть точнее, то Жак родился в Нанси, столице Лотаргинии, которая еще не была присоединена к Франции и являлась достаточно мятежным герцогством, не желающим терять свою независимость, от чего частенько подвергалась опустошительным вторжениям войск династии Бурбонов. В будущем, гравер даже отказывал предлагавшему ему выгодную работу Людовику XIII, потому что был истинным патриотом родного герцогства, разоряемого в то время войсками кардинала Ришельё.


Искушение святого Антония, 1635

Большую часть жизни Калло провел в Италии, куда еще юношей ушел, по одной из версий, присоединившись к цыганскому табору. Рисовать он начал с самого детства, ощущая настоящую страсть к отражению действительности. В Италии Калло жил и учился в Риме и Флоренции, где добился определенной известности и получил работу при дворе флорентийского правителя Козимо II Медичи. В этот период Калло существенно изменяет и совершенствует технику гравирования, благодаря открытию им нового вида кислотоупорного лака. Также, он совершенствовал технику офорта, применяя параллельно сухую иглу и резец.

После смерти Козимо гравер отправляется в Нидерланды, а последние годы жизни проводит в Париже. Все увиденное им в странствиях, Калло превращает в острохарактерные работы, изображая местности, где ему довелось побывать, и люд, во всем его разнообразии — от нищих и бездомных, циркачей и бандитов, до аристократии и высших слоев современного ему общества, острая социальная несправедливость устройства которого всегда ощущалась художником и находила ироничное отражение в его работах.


Вид Сены, 1610-е

Будучи зорким наблюдателем, Калло ощущал копящееся напряжение, превращающееся в ломку средневекового миропорядка, с повсеместным разбоем, войнами и тотальной нищетой простых людей, что, на форе роскоши и всяческой чрезмерности образа жизни власть имущих, оказывалось выражено форме сарказма, фантастических и гротескных образов.

Ярмарочные балаганы, итальянская комедия масок, «карнавальная смеховая культура» — в своем творчестве Калло отталкивался от народных мотивов, где было много пространства для ретрансляции тонкого ироничного юмора и карикатурного отражения современного художнику человека: его характера, типажей и даже мимики с жестикуляцией. Именно Калло стал первым французским художником, изображающим толпу и добился в этом плане существенных успехов — ему мастерски удавалось визуализировать сцены, в которых задействовано большое количество людей, превращая их в яркое, контрастное и театрализованное действо. Его офорты содержат в себе огромные пространства и событие в целом, которое включает в себя много разных эпизодов и сцен.


Ярмарка в Импрунете, 1620

Толпа у Калло не однородна, в ней сразу можно понять кто есть кто: цыгане, бродяги, простые крестьяне, аристократы и многие другие — каждый персонаж изображен детально, благодаря чему и узнается.



Среди особенностей художественного метода Калло можно выделить гротескное преувеличение и деформацию, сложные ракурсы, изображение подчеркнуто неестественных движений. Используя контрастные сопоставления фигур переднего и дальнего планов, резкое перспективное сокращение пространства, отделяющее главное действие от зрителя, он словно бы стремится разрушить традиционные представления о том, что главное и что второстепенное, подчеркивая тем самым относительное значение всего в жизни.

Его работы, небольшие по габаритам, благодаря неистощимой фантазии, охвату жизненных явлений и виртуозной легкости исполнения, можно смело назвать большими художественными произведениями. 
 

 
Два Панталоне, 1616
 
Гравюры из серии «Ужасы войны» (Большие бедствия войны):

















 
Австралийский художник Майк Парр устроил экстравагантный перфоманс во имя высокого.
Разделы:
11 Июля 2018
1242
Подборка старых и новых концептуальных изображений.
09 Марта 2018
3242
Легендарный британский инкогнито художник отметился в столице Франции, украсив стены своими работами.
Разделы:
10 Июля 2018
1332
В телеграм канале Арт-Ланч появилась новая рубка, которая призвана ознакомить читателей с манифестами художников. Для начала автор предлагает к ознакомлению манифест Василия Кандинского
Разделы:
05 Марта 2018
2283
Мистицизм вокруг полотен - распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
Разделы:
08 Июня 2018
6843
Искусство – это сочетание материального и идеального, существующие вне времени, а мода постоянно видоизменяется, что провоцирует мысль, об отсутствие в ней истинны и понимания вечного идеала красоты. Кто на кого влияет, и кто в нашем культурном мире преобладает? Попробуем найти ответы вместе.
31 января 2018
1962
Телеграм канал Арт-Ланч делится с нами размышлениями о высоком. Предлагаем ознакомиться с двумя тематическими картинами: «Степь. Нива» и «Бабушкин сад (усадьба в Пущино)».
Разделы:
20 Марта 2018
1148
Уильям Блейк – художник, который получал свое вдохновение и идеи в галлюцинациях и видениях. Вполне естественно, что при жизни его считали сумасшедшим. Его мистические и библейские образы поражают, иногда даже пугают. Взгляд Уильяма на Библию и мироустройство нетривиален. Однозначно, это художник, творчество которого стоит узнать ближе.
Разделы:
16 января 2018
2609